Кино морального беспокойства
На 44-й «Молодости» начались фестивальные будни
В субботу, 25 октября, в Киеве начался 44-й Международный кинофестиваль «Молодость». Все происходило традиционно — открытие во Дворце «Украина» (фильм открытия — мелодрама французского режиссера Бенуа Жако «Три сердца»), речи действующих и бывших чиновников (с приветствиями выступили Виталий Кличко и неизменный Виктор Ющенко), танцевальный перформанс на сцене, вручение почетных наград. Приз за вклад в развитие национального кинематографа получило творческое объединение «Вавилон’13», за проведенную огромную работу по документации сначала событий Майдана, а теперь и войны. Почетный «Скифский Олень» за вклад в мировое киноискусство вручен грузинскому режиссеру Эльдару Шенгелая. В 1984 году именно на «Молодости», тогда еще скромном студенческом смотре, его дебют «Голубые горы, или Неправдоподобная история» признали лучшим.
Фестивальные будни начались уже в воскресенье — с просмотров фильмов студенческого конкурса. Средний уровень в этой номинации весьма высок, что заметно уже по первым фильмам: «Голубое-голубое небо» (Бина Томшин, Швейцария) — ироничная и одновременно поэтическая зарисовка о детстве, слезливая, но с сильным сценарием «Песня моряка» (Габриэль Цафка, Дания), напряженная психологическая новелла «Кирпич» (Виктор ван дер Валк, Нидерланды), обстоятельный документальный портрет сильной женщины в не очень дружественном к женщинам обществе — «За рулем» (Великобритания — Таджикистан, Элис Лейкер). Один из наиболее запоминающихся конкурсантов — «Рай» (Джаиша Пател, Куба) — потрясающее и по эстетике, и по материалу исследование жизни в кубинском селении с одним из самых высоких уровней самоубийств в стране.
Уже с завтрашнего дня стартует самый весомый конкурс фестиваля — полнометражный. В нем есть и украинский участник — драма Виктории Трофименко «Братья. Последняя исповедь». Если же говорить о внеконкурсных программах, то тут кажется примечательным довольно обширное, как по нынешним временам, представительство российского кино. Однако это не милитаризованная чушь о спецназе, не псевдоисторические упражнения на тему прошлого величия империи, а фильмы тех немногих независимых режиссеров, которые сохранили способность к критическому осмыслению действительности вокруг них. Соответствующая секция называется «Кино морального беспокойства», но так можно назвать всю российскую подборку. Думается, интересными для фестивального зрителя будут документальные ленты — «21 день» Тамары Дондурей — трогательная история о жителях хосписа, а также находящийся на стадии чернового монтажа «Киев/Москва» — взгляд на простых людей обеих столиц глазами режиссера Елены Хоревой.
На закрытии фестиваля покажут также незавершенный вариант документальной работы «Россия / Украина. Реальность на Майдане» (Россия — Украина).
Инициаторы «Реальности на Майдане», российские режиссеры Павел Костомаров и Александр Расторгуев, известны умением организовывать коллективные проекты. Они раздают камеры группе авторов и предоставляют им полную свободу действий в съемках на заданную тему. Так, например, появился «Срок. Начало большой истории», посвященный протестам в России в 2012 году — эта захватывающая хроника также будет показана в секции «Кино морального беспокойства». А в «Реальности» Костомаров и Расторгуев, соответственно, пытаются понять, что произошло на Майдане. Следовательно, среди прочих фильмов о событиях зимы (а на «Молодости» состоятся премьеры «Черной книги Майдана» и показы короткометражек объединения «Вавилон’13») этот проект выделяется тем, что он сделан совместными усилиями россиян и украинцев, что на фоне нынешней антиукраинской истерии в России — особенно важно.
Международный кинофестиваль «Молодость» завершится 2 ноября. Основная фестивальная площадка — кинотеатр «Киев». Наша газета будет следить за событиями и итогами фестиваля.