Перейти к основному содержанию

Кино-«Правда»

«05.09—11.09.2014»
11 сентября, 17:12

«Про что не было в кино, то и знать не обязательно». — Я, наверное, уже надоел всем этой цитатой от «Божьего гласа» ангела Метатрона из фильма Кевина Смита «Догма». Но эта характеристика массового сознания ХХ — начала ХХІ века столь хороша, что я еще долго буду ею надоедать. Вот уже более 100 лет кинематограф и его бастард телевидение формируют минимальный уровень культуры абсолютного большинства жителей планеты Земля. И если во Франции первые фильмы рассказывали о прибытии поезда или о мальчике, который наступил на шланг, то в странах на восток от цивилизованной части Европы быстро смекнули, как можно использовать кинематограф для воспитания у собственного населения чувств верноподданичества и патриотизма. Вот, к примеру, в России первым фильмом считается «Понизовая вольница» Александра Дранкова 1908 года. А что, кадры из давней российской истории, как Стенька Разин бросает в Волгу персидскую княжну, призваны были возбуждать в зрителе интерес к родной истории. Правда, есть тут один неудобный момент. Все же, первым официально снятым в России фильмом были документальные съемки ловли осетра, а уже потом приступили к Степану Разину. Именно в таком порядке: сперва вынимаем из Волги рыбу, затем бросаем в Волгу княжну. Но официальная история всегда врет, как врать стал и российский исторический кинематограф.

•  Большевики за это дело взялись со всем чаянием. Как тут не вспомнить знаменитую фразу Луначарского, которую он из большой личной скромности не без успеха приписал Ленину: «Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». В двадцатые годы советское кино научилось воссоздавать на экране альтернативную историческую реальность и подменять ею подлинную историческую память. Первое место тут занимает не хваленый «Броненосец», а снятый к 10-летию революции тем же Эйзенштейном фильм «Октябрь». Помните кинохронику Октябрьского переворота («Великой Октябрьской социалистической революции»), — знаменитый штурма Зимнего, толпу, распахивающую ворота? Так то не кинохроника. Магическая сила фильма была такова, что официальная схема истории Октября после 1927 года согласовывалась с его сценарием, а сам фильм к 1933 году окончательно сняли с экрана только для того, чтобы несколько лет спустя без зазрения совести выдавать доверчивым зрителям за кинохронику. Да, вот еще. В этом же фильме первое официальное экранное воплощение Ленина! Владимир Маяковский по поводу игры актера Василия Никандрова высказался, что он в фильме похож не на Ленина (а Маяковский Ленина знал лично), а на все памятники Ленину сразу, — просто принимая последовательно одна за другой все позы, в которых Ленина увековечивали великие скульпторы. Сам проверял — истинная правда. Разве что в Полоцке мне попался как-то нетипичный Ленин — там он держится правой рукой то ли за поясницу, то ли пониже...

•  И вот, с легкой и, признаться, волшебной руки Сергея Эйзенштейна кино в СССР торило дорогу официальной пропаганде. С официальными историками оно разошлось еще на стадии «Александра Невского» (и тут Эйзенштейн!). Пять лет лучшие научные умы СССР сражались в дискуссиях о том, как правильно отображать новгородского князя на экране, пока Эйзенштейн не плюнул и снял лубок-пародию, с бросанием немцами детей в огонь и «авторскими» рыцарскими шлемами, навеки превратившимися в вечный кошмар медиевиста. И попробуй теперь докажи какому-нибудь россиянину, что в битве на Ладожском озере принимали участие не сотни, а в лучшем случае десяток рыцарей, что немцы не захватывали Псков, а были всего лишь наемниками псковских бояр, пытавшихся добиться независимости от цепких объятий Новгородской республики. Вот и несколько лет назад сняли в России очередной «киношедевр» — о «Невской битве», которой и вовсе не было, поскольку «ярл Биргер» стал «ярлом» только восемь лет спустя и на Новгород при жизни не ходил.

•  Но что значит история рядом с силой кинематографа... Повинуясь магии кино, зритель подчас перестает различать кино и жизнь. Вот, скажем, сыграл на заре своей актерской карьеры актер Евгений Моргунов (Балбес из известной троицы с Никулиным и Вицыным) в экранизации 1948 года фадеевской «Молодой гвардии» роль «предателя» Стаховича (в 1960-е героя Моргунова переименовали в Почепцова, поскольку версия о том, кто был предателем, поменялась). Так вот, потом, несколько лет Моргунова неоднократно избивали, а в одном маленьком провинциальном городке он был захвачен мальчишками и сдан в милицию как пособник нацистов.

•  О «волшебной силе кино» в 1970 году даже сняли небольшую пародийную комедию «Мстители из 2-В». Второклассников организованно ведут на просмотр мегапопулярного советского подросткового вестерна на тему Гражданской войны «Неуловимые мстители» (лет десять назад я бы еще не пояснял, что это за фильм, а теперь, чем черт не шутит). И в какой-то момент дети срываются с кресел кинотеатра, чтобы «помочь» «нашим» на экране... Кто-то потом вырос, поумнел... Большинство — нет. Вот для них и продолжают, уже не в СССР, а в современной России, славные традиции советского кино. Возвращаясь к той самой упомянутой мною выше фразе Луначарского, приписываемой им Ленину, уже во времена перестройки нашлись доброжелатели, досочинившие за Луначарского и Ленина ее начало: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Ну, синематограф и цирк даже Шариков любил — это мы помним. Но вот с полной ликвидацией безграмотности грамотных людей на просторах бывшего СССР почему-то не стало больше. Вот кино и телевидение и дальше продолжают практически в одиночку тянуть лямку, пытаясь сформировать в мозгах народа, который даже комиксы «читать» не приучен, хоть какую-то более-менее складную картинку мира. Ну и, кто платит, тот, как говорится, зрителя и танцует... Может позволить себе снять фильм о битве или о «матче смерти», которых не было, может дописать за Булгакова треть «Белой гвардии», или, что выглядит совершенно безобидно на этом фоне, назвать Ивана Поддубного русским.

•  Признаюсь честно, я не понимаю, почему фильм «Поддубный» запретили к прокату в Украине. Ну, называют его в фильме русским. Ну и что? Ведь украинец Поддубный действительно 100 лет назад называл себя русским. Во-первых, тогда запретите предыдущие киновоплощения — «Борец и Клоун» и «Знай наших»! Во-вторых... Неужели вы забыли, что Поддубный выступал в цирке? В том самом, который является вторым по «важнейшести» после кино. Ну, вспомните: «Спешите видеть! Единственное представление! Индийский маг проездом из Жмеринки в Шепетовку дает сеансы одновременной игры в преферанс!» И никого не интересовало, что «индийский маг» на самом деле родом из какого-нибудь Мелитополя. Ну, назвали Поддубного в цирке русским, так это разве что от небогатой фантазии и плохих знаний географии. «Русским борцом» он был ровно в том же смысле, в каком в том же цирке «индийским» был штатный фокусник. Вот уже более века продолжается этот цирк, а мы все удивляемся.

•  И только ленивый, конечно же, не написал еще об одном потенциальном киношедевре российской кинопропаганды — фильме «Правда», по свежим событиям на востоке Украины. И вновь волна непонимания, неподдельного возмущения с нашей стороны. Ну и что. Ну, снимут они этот «Мы из будущего-3». Разве поддержка Путина от этого станет на процент больше? Или Дмитрий Киселев после его просмотра разведет руками и отдаст режиссеру этого фильма свое место на телевидении? На мой взгляд, этот фильм снимается исключительно с одной целью — доказать миру, что сравнение Путина с Гитлером является некорректным. Потому что Третий рейх был невозможен без гения режиссеров уровня Лени Рифеншталь, сталинский СССР — без режиссеров уровня Сергея Эйзенштейна, и только Россия может надеяться построить Третий Рим, Четвертый рейх или Русский мир на вязкой жиже «Предстояния». Российский престол сегодня окружают сотни погоревших звезд прошлого — некогда голубые гиганты, они давно превратились в красных и белых карликов. Они мечтали безбедно дожить свой век в тени монаршего гиганта, но на поверку он оказался черной дырой, которая без всякой жалости затягивает в свою бездонную воронку и преданных ему постаревших звезд, и восхищенную им Россию. А фильмы, которые мы с таким негодованием сегодня запрещаем, всего лишь далекие отголоски этой трагедии ухода в небытие мира нашего общего с Россией прошлого. Не более того. Есть вещи и посерьезнее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать