Перейти к основному содержанию

Климатическое соглашение: угрозы и возможности

14 декабря, 16:31
ФОТО РЕЙТЕР

Цель, продекларированная странами, подписавшими новое климатическое соглашение, звучит как цитата из фантастического романа: «лидеры 196 стран согласились не повышать глобальную температуру более, чем на 1,5 градуса». Словно речь идет о системе, которой мы умеем успешно управлять или, по крайней мере, о которой имеем точные и исчерпывающие знания.

Между тем, это не совсем так. И наше знание далеко не полно, и возможности управления климатической системой нашей планеты достаточно ограничены, и цель соглашения состоит не совсем в этом.

Но это соглашение – однозначный успех мирового сообщества. Большим успехом климатологов является то, что соглашение включает необходимость скорейшего сокращения выбросов парниковых газов как результата использования горючих ископаемых. Это стало результатом представления достаточных доказательств разрушительного влияния на климатическую систему антропогенной деятельности в нынешнем виде.

Именно согласие элит изменить традиционную промышленную политику, исходя не из конкретной цели, а из неопределенной долгосрочной угрозы, и является беспрецедентным решением в истории человечества.

В 1991 на саммите по устойчивому развитию в Рио был сформулирован подход избежания разрушительных воздействий в глобальном развитии. В 1997 был подписан Киотский протокол, ограничивающий выбросы, и дающий инструмент для перераспределения эмиссий. Годы, прошедшие с тех пор, доказали работоспособность предложенных подходов, и позволили доработать доказательную базу науки.

В частности, было доказано, что повышение средней глобальной температуры на 2-2,5 градуса приведет к необратимым фатальным последствиям для глобальной экосистемы. Это отразится на глобальной продовольственной и водной безопасности.

Повышение температуры даже на 1-1,5 градуса тоже опасно. Например, повышение средних температур на 1,5 градуса приводит в условиях Украины к повышению максимальных температур на 3,5 градуса, и к понижению минимальных на 2,3. А ведь именно экстремальные температуры приводят к возникновению чрезвычайных ситуаций, являются их движущими силами.

Распределение по сезонам этого фактора еще показательнее: увеличение среднегодовой температуры всего на 1 градус приводит к увеличение максимальной весенней температуры на 4 градуса, а летней – на 2,8. Это приводит в увеличению вероятности весенних паводков и летних пожаров. При этом повышение средней температуры приводит к проявлениям экстремально низких зимних температур, а это чрезвычайно опасное явление.

И тут следует отметить, что упомянутый предел 1,5 градуса – это тот показатель, которого мы тут во многих регионах Украины уже достигли, как превышение многолетней климатической нормы. Собственно, поэтому за последние 25 лет частота и интенсивность воздействий чрезвычайных ситуаций на территории Украины возросла более чем в 2,2 раза. Поэтому и возникли эти показатели в 2 и 1,5 градуса, поэтому мы объективно заинтересованы в том, чтобы принять безотлагательные меры к уменьшению негативных влияний климатических изменений.


ФОТО РЕЙТЕР

Разумеется, заинтересованы не одни мы – это глобальная угроза. В то же время, как и каждая глобальная угроза, она обострила вызовы глобального неравенства: бедные оказались более уязвимы, чем богатые. Поэтому готовность жертвовать сегодняшним развитием ради долгосрочной безопасности долго не вызывали энтузиазма.

В том числе и поэтому, подписанное соглашение является важным: оно предусматривает создание фонда для финансирования климатических программ развивающихся стран, призванного смягчить не только природные, но и социально-экономические последствия изменений. В сущности, это еще одна победа науки: в глобальных катастрофах выживают либо все вместе, либо никто. Поэтому и ответственность следует разделять на всех.

В то же время, нашу позицию в контексте подписанного соглашения можно назвать вполне выгодной. Поэтому тут, наверное, не следует спешить характеризовать наши цели как «амбициозные» - мы и так на сегодняшний момент выбрасываем немногим более 60% уровня 1990, так что сокращать нам особо нечего, чтобы соответствовать уровню нового соглашения.

Другое дело, что если мы хотим развиваться, мы можем использовать нынешнюю ситуацию как шанс для привлечения новых технологий в энергетику, природопользование, землепользование, охрану природы, жилищное строительство. С тем, чтобы построить новый тип безопасной экономики, основанный на стратегиях и целях устойчивого, безопасного развития. В том числе и адаптированного к глобальным изменениям климата.

А изменения, к сожалению, неизбежны. Даже при условиях немедленного сокращения эмиссий и загрязнений, уже накопленных в атмосфере парниковых газов хватит, чтобы еще на много десятилетий негативно влиять на климатическую систему. Мы являемся системообразующим фактором планеты, в том числе – ее климатической компоненты. Хорошо, что мы это осознали не только на уровне ученых, но и уровне политической и бизнес элиты. Возможно, у нас появился шанс стать не только доминирующим хищником на планете, но и ее настоящим ответственным хозяином.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать