Перейти к основному содержанию

Колесо Донецкого Евромайдана

Или что означает Майдан для Донецка?
21 января, 14:18
Фото Миколи ТИМЧЕНКА, "День"

Что общего у домашней мышки, которая крутит колесо, с участниками Евромайдана, особенно с участниками Евромайдана в регионах? Мышь думает, что ее работа бесполезна, но она продолжает безудержно сжигать жиры и продолжать крутить колесо. Крутить во что бы то ни стало. Участники региональных евромайданов также безудержно продолжают выходить на площади и скверы, хотя так же понимают, что их участие по большому счету, ничего не изменит. Ведь, что стоит, к примеру, разница ста активистов в Донецке против одного миллиона жителей этого города? Да ровным счетом ничего. Если бы ни одно «но»: в Донецке за одного такого десяток дают. Но дело даже не в Евромайдане, не в том, что люди (а не политические партии) вышли первыми на улицы своих городов, дело совсем не в подписании Соглашения об ассоциации.

Участники донецкого евромайдана (а сейчас имеется в виду именно гражданский актив, а не политические силы и общественные организации) протестовали и раньше. Они выходили на митинг против неправомерных действий милиции, хотя тоже понимали, что это также является чьим-то пиар-ходом. Они выходили против принятия закона о мирных собраниях. Они каждый раз звонят в ЖЕКи, когда у них внепланово отключают свет и газ. Они выходили на акции «Сделаем Украину чистой!» и так далее. Правда, тогда в ходе разных причин, их действия были не такими заметными.

У них нет выбора. И дело совсем не в том, что им живется так, как это описывает в своем блоге Франкенштейн, или как об этом свидетельствуют фотографии Чекменева или Марущенко. У этих людей, в отличии от киевлян, нет выбора. Во-первых, они понимают, что все донецкие выехать за пределы своего региона не смогут. Во-вторых, сами они уехать их области тоже не в состоянии. Из-за отсутствия на это финансовых средств, из-за отсутствия «связей» и понимания того, что происходит в других местах. Из-за боязни, из-за привязанности к региону – к земле, к людям, к работе, которой становится меньше. Они-то не говорят о европейских ценностях, о которых вторят оппозиционеры, они просто знают всему свою цену, взвешивают, и делают выводы: готовы ли они платить за это или нет.

Но, уезжают отсюда не сильные. Уезжают те, кто сумел уехать. Это живут здесь сильные, ведь вне зависимости от того, что их оставило здесь в регионе, они продолжают ходить на работу, продолжают воспитывать детей и верить в то, что когда-то все сможет измениться.

А они верят, что сможет.

Примеры тому – обычные люди, которые не смотря на провокации, продолжают выходить на улицы. Примечательно то, что первым подал идею человек, который казалось бы, совершенно далек от политики. Но так кажется лишь с одной стороны. Евгений Насадюк (Петр Армяновский) – драматург. Но, как утверждает сам Женя, на митинги он выходит исключительно как гражданин. Тогда Он первым вышел на мороз донецкого евромайдана и организовал акцию «Проснись, донецкая интеллигенция». За это время Женя успел побывать в Киеве на драматургическом семинаре и реализовать несколько своих работ. Но если пролистать время назад, можно вспомнить, что это не первая его активность в городе. Женя практически сам организовал Дни украинской драматургии, где были представлены на суд зрителя три произведения молодых украинских авторов. Он же до этого играл в театре НА и театре «Жуки», писал пьесы и посещал семинары по драматургии и режиссуре.

Культура – это то, что движет не революцией, а прогрессом. В этом смысле участие таких людей как Женя является показателем того, что изменения в обществе есть.

Женя мог бы уехать куда угодно, заниматься режиссурой, посещать занятия и мастер-классы, расти как творческая личность в столице или, например, за границей. Но он выходит на Майдан в своем городе. 

Пример из истории – Василий Стус. Если бы его несломленный характер, его стержень, его желание жить в другой стране ментально, а не географически, вряд ли бы можно было читать его публицистику, его письма к жене и друзьям, его стихи. И вряд ли бы это дух ходил бы по факультету, где он работал, и также вдохновлял студентов на борьбу с режимом, несправедливостью и беззаконием.

В то же время Игорь Тодоров, эксперт «Дня», профессор кафедры международных отношений и внешней политики Донецкого национального университета, председатель Донецкого отделения научно-исследовательской общественной организации «Украинская ассоциация европейских студий» отмечает: «Как правило, на Евромайдан собирается 150-200 человек. Даже на концерт группы «Гайдамаки» собралось не на много больше! Впрочем, это не означает, что это и все люди, которые поддерживают эти позиции. Часть дончан разделяя идеи Евромайдана, не желает посещать акции, так как не видит смысла в этой форме протеста. Но, я уверен, что находясь в Киеве они бы обязательно посетили Евромайдан там. Поэтому формально, то количество людей, которое присутствует на майдане в городе мало, но поверьте, очень хорошо, что это количество есть!».

«Протестные настроения здесь значительные, но они не конвертируются здесь в поддержку Майдана», - отмечает он. При этом, эксперт отмечает, что не смотря на свою активность, Евромайдан остается не топовой темой даже в интеллигентских круга. По его мнению, резко переломить отношение в этом плане смогут только оппозиционные силы, которые начнут проявлять интерес к Донбассу. Сейчас, по его словам, они здесь маргинальны, процесс в регионе полностью контролирует одна партия. Сможет ли общество повлиять на этот процесс, Игорь Ярославович затрудняется ответить, но все же не отрицает этого.

Общество тоже надеется, что сможет повлиять. Рано или поздно, принимая участие в акциях или бойкотируя весь процесс, как провластный, так и оппозиционный, проявляя здесь свою степную непокорность любым устоям. Эта непокорность совсем не означает бунт. Эта непокорность состоит лишь в том, что за все время Донбасса в независимой Украине, существенных изменений в экономическом и социальном плане не произошло. Все что это сейчас, что так славно пиарят местные власти, это совсем не тот результат, которым стоит гордиться. Ведь, рядом с возведенными пустующими бизнес-центрами, стоят пустующие разваливающиеся английские или дореволюционные дома. И именно этот контраст, контраст несправедливости, дает людям силы продолжать крутить свое колесо. Также безудержно, в надежде, что однажды, когда они перестанут это делать, колесо будет крутиться дальше. Тогда они смогут отойти от него сказав: «А ты знаешь, оно ведь и правда, крутится!»

Пост скриптум

В последнее время все чаще и чаще от участников акций появляются сообщения о регулярности провокаций, угроз и т.д. Но, не смотря на это, люди продолжают выходить. Что парадоксально, чем больше поступает таких сообщений, тем больше у людей появляется сил и веры в то, что они стоят на правильном пути. Знает ли это власть, думает ли об этом?

Место, которое активисты выбрали для себя тоже не простое – памятник Шевченко находится на пересечении бульвара Шевченко и улицы Артема, возле библиотеки имени Крупской, в которой сейчас находится музей Стуса. Вряд ли все это может остаться обычной геолокационной точкой на карте. Даже не веря в мистицизм, в силу знаков, преемственность, можно просто посмотреть на упорство этих людей…

Катерина ЯКОВЛЕНКО, «День», Киев-Донецк-Киев

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать