Конец Facebook?
В течение последних нескольких месяцев полдюжины моих знакомых, за которыми я с интересом следил через фейсбук, написали, что собираются уйти из этой социальной сети. Кто-то навсегда, а кто-то говорил лишь о нескольких месяцах (в связи с путешествием). А вот вчера появилось сообщение от Правительства студентов Украинского католического университета, в котором они цитируют наставление владыки Бориса Гудзяка: «Не пользуйтесь социальными сетями на следующей неделе. Если удастся и придется по вкусу эта свобода - до конца Поста». Как по мне, то слово свобода, употребленное владыкой, очень точное - ведь действительно благодаря невероятному развитию и популярности социальных сетей человек в каком-то смысле оказался в ловушке.
Уже миллион раз высказано мнение о том, что мир социальных сетей заставляет нас подстраиваться под общее настроение, впадать в неуместное хвастовство и банально лицемерить. Радостные селфи, улыбки, подарки, веселые компании - если почитать нашу страницу в фейсбуке, то может сложиться впечатление, будто жизнь действительно состоит только из счастливых мгновений, путешествий, восторга от прочитанной книги или просмотренного фильма. Крайне редко кто-то делится своими проблемами и переживаниями, одиночеством, отчаянием. А если и делится, то после нескольких таких постов другие начинают удалять его из ленты или из друзей вообще.
Ведь каждый сам себе - архитектор ленты, того, что видишь каждый день, тех, кого хочешь читать и о чьи успехах хочешь узнавать первым. И - что не менее важно – кому хочешь сообщать об успехах собственных. Не так давно одна известная журналистка подняла небольшую бурю в стакане воды, когда написала, что ее раздражают посты с фотографиями детей, хвастовство «генетическим материалом». Конечно, каждый сам вправе формировать круг друзей в социальной сети, но такая реакция - симптоматическая. Ведь кристаллизовалась целая прослойка людей, которые используют социальные сети только для достижения поставленных целей (имиджевых, бизнесовых, политических), считают, что фейсбук должен быть серьезным и основательным, средством для пиара или быстрого обмена «экспертными» мнениями. А есть и другие люди, которые с радостью постятся первые шаги своих детей, хвастаются длиной утренней пробежкой, пытаются шутить в духе популярных интернет-мемов. Когда же наталкивается коса на камень и представитель одной группы обнаруживает у себя в ленте пост представителя другой, все заканчивается отпиской или удалением из друзей.
Таким образом медленно, собственными руками человек превращает свой фейсбук в маленькое гетто. Когда-то мне пришлось прочитать очень интересную книгу о Стамбуле времен Османской империи, и самой невообразимой в ней казалась информация о своеобразном «зонировании» города: здесь жила власть, здесь османы, а здесь - райя, христианское население, и внутри этой зоны отдельно греки-фанариоты. Так же выглядели центральноевропейские города еще перед Второй мировой, когда де-факто евреи жили отдельно, закрытым сообществом. Поэтому Шмуэль Агнон описывает Бучач как вполне еврейский город, хотя там жили и поляки (также отдельно, в своем микромире), и украинцы. Но не стоит залезать в историю: в наши дни цыгане в городах живут отдельно, на территориях так называемого «табора», по своим законам и в соответствии со своим представление о совместной жизни.
Кажется, этот же принцип люди перенесли из жизни реальной в мир виртуальный: формируют свои круги, очень эмоционально реагируя, когда в них попадает кто-то лишний. Вместо того, чтобы использовать фейсбук как инструмент для разнообразия поступления информации, пользователь беспощадно отписывается, удаляет и банит. Как говорится, мой фейсбук - моя крепость, моя правда и законы. Но впоследствии оказывается, что эта крепость обнесена столь высокой стеной, что медленно превратилась в гетто. Из которого света белого уже не видно...