Коронный дневник, 20 апреля. Выигрыш
Деформация, порожденная карантином: читая "Чуму", ловишь себя на мысли, что в городе, страдающем от мора, профилактических мер придерживаются очень небрежно. Да, семьи инфицированных сидят дома, въезды-выезды перекрыты, но как ни в чем не бывало работают кинотеатры и кафе, ходят трамваи - при том вокруг не какая-то "корона", а настоящая чума, сразу бубонная и легочная - как так можно ?
Но это суждение, конечно, поверхностное. Альбер Камю писал свой первый роман исходя из предлагаемых обстоятельств: катастрофический финал 1930-х, колониальный город во французском Алжире.
Протагонист и рассказчик – доктор Бернар Риэ, на которого ложится бремя бесконечных смертей и страданий. Себя он характеризует как человека, "который устал жить в нашем мире, однако испытывает привязанность к своим ближним и положил себе лично не мириться с несправедливостью и компромиссами".
Камю описывает болезнь как вполне конкретного противника, в терминах батальных и психологических. Она кажется неодолимой и отступает, похоже, не из-за человеческих усилий, а потому, что собрала достаточный урожай, насытилась жертвами. В глазах Риэ чума предстает метафорой зла как такового: "микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и в бумагах и, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города". Сам писатель отмечал, что образ чумы он распространил «на бытие в целом».
Не имея надежды на исправление человеческой природы, на окончательное исцеление, Риэ все равно выбирает изнурительную и неблагодарную борьбу. Собственно, наиболее интересны в романе реакции и внутренние изменения персонажей. Городской священник провозглашает, что инфекция - кара Божья за грехи, но все же вступает в санитарные дружины, а затем, чтобы доказать твердость своей веры, отказывается от госпитализации. Кто-то стремится любой ценой бежать из города к невесте, но в последний момент выбирает остаться ради спасения чужих ему, в общем-то, людей. Кто-то - фаталист, но при этом надежный помощник в лазаретах. Кто-то, воплощенный чиновный сухарь, проявляет чудеса самоотверженности. А кто-то может чувствовать себя хорошо только во времена бедствия, а когда эпидемия отступает, от отчаяния теряет рассудок и устраивает стрельбу прямо по толпе. Так он признал свое поражение, однако что выиграли остальные герои, тот же Риэ?
Солидарность. Осознание того, насколько люди способны организоваться и помогать друг другу вопреки абсурду происходящего. А еще - "знание и память".
Может, на следующей неделе, или в следующем месяце карантин закончится. Мы вернемся к той рутине, по которой так соскучились. Кому-то придется хуже, кому-то лучше. Сначала радость, потом хлопоты.
Мы уже бывали зачумленными. Переживали самые разные эпидемии. Некоторые из них устраивали себе сами. Знание и память: этот выигрыш давался нам неоднократно. И сейчас он на расстоянии вытянутой руки.
Как поступим на этот раз?
Опять промотаем?
Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, Киев, планета Земля, карантин, "День"