Перейти к основному содержанию

Кто главный в школе?

01 сентября, 08:39

В конце августа мне очень хотелось в школу. Лето уже успело надоесть и утомить, хотелось увидеть друзей, поговорить и снова съесть котлету из школьной столовой. Манили цветами и целомудренностью страниц новые тетради, учебники уже были опрятно завернуты в обложки, а дневник — аккуратно подписан.

Новехонький ранец пах химией и неизведанным, новые кеды и бережно сложенная спортивная форма ждали на своем месте. Шариковые ручки уже лежали в пенале, рядом с резинкой, линейкой, циркулем и идеально заточенными карандашами. Я уже дождаться не мог, чтобы снова сесть за парту в классе химии на втором этаже родной Виноградовской школы.

Мне повезло — и со школой, и с учителями. В конце концов, ребенок еще не способен объективно оценить качество образовательного процесса, талант, выдержку и тактичность педагогов, материально-техническую базу учебного заведения. Но теперь, спустя пятнадцать лет после окончания школы, я вспоминаю ее с благодарностью. Хотя и понимаю, что собственных детей я бы хотел отдать в лучшее учебное заведение. Здесь речь не идет о столичной или зарубежной школе, речь о самом подходе к детям.

О попытке их не просто учить, но и понимать. Любить. И знать, как справляться с ними — с теми, которые учатся хорошо, и с теми, кто любит драться и никогда не имеет с собой дневника. В моем дипломе о высшем образовании написано, что я — учитель украинского языка и литературы, но, честно говоря, вряд ли из меня бы получился хороший учитель.

Ведь нас учили всему — от безопасности жизнедеятельности до особенностей грамматики мертвых языков, но не учили собственно педагогике. То есть курс педагогики у нас был, но свелся к скучным лекциям, во время которых мы записывали в тетради дефиниции терминов. Как вести себя с ребенком, как понять его психологию, как чувствовать и управлять настроениями в детском коллективе — об этом речь не шла.

То есть я на собственном примере могу утверждать, чтобы нам дали много знаний (насколько нужных и актуальных — это другой вопрос), но так и не смогли объяснить, кому эти знания нужны, кто в образовательном процессе главный. Неужели министр образования, директор школы, родительский комитет, учитель? Нет! Сейчас скажу крамольную мысль, не всем понравится, но я считаю, что самое главное в образовательном процессе — это даже не знания, оценки или современная и развитая материально-техническая база.

Главное в школе — ребенок. Его микромир, его страхи и амбиции. Можно учить ребенка по суперсовременным компьютерам, нашпиговать его голову знаниями, а в итоге получить закомплексованную и неготовую к жизни в социуме личность. Поэтому я искренне радуюсь тому факту, что наконец-то в разговорах о реформах образования вспомнили и о детях.

Да, зарплата учителя очень важна (и недавно один университетский преподаватель мне жаловался, что теперь школьные учителя зарабатывают больше кандидатов наук), и количество мячей в спортзале и реактивов в классе химии тоже имеют значение, и непременно следует позаботиться об отоплении, туалетах в школах, а также о самоуправлении и возможности выборности директора. Но! Все это должно делаться не для отчета, и не для реформы, а для ребенка. Он должен быть в центре.

Поэтому оптимистично говорю: наконец-то! Обеими руками поддерживаю изменения в школе — глубинные, фундаментальные. И да, эти изменения начинаются не с пластиковых окон, а с возможности исправлять в тетрадях собственные ошибки — и не быть за это наказанным более низкой оценкой. Казалось бы, такая мелочь, а как она учит жизни!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать