Перейти к основному содержанию

Марш? Марш. Марш!.. Но куда и зачем?

«Марш Святослава», который состоялся вечером 3 июля в украинской столице, — явление странное. Если не сказать больше. Под любым углом зрения.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

С одной стороны, лозунги участников многочасового марша — выпустить из тюрем патриотов, остановить репрессии против добровольцев, официально признать факт войны с Россией, расторгнуть Минские договоренности, провести люстрацию Генштаба ВСУ и руководства МВД и начать наступление на Донбассе с целью освобождения оккупированных территорий — не могут не вызвать поддержку у значительной части граждан. Если обобщить данные социологов, то речь может идти о 20-25% украинцев, которым крайне надоела безрезультатная политика правящей верхушки, направленная не на защиту интересов Украины, а прежде всего на собственное обогащение путем коррупции и «договорняка» как с Путиным, так и с его «пятой колонной» в нашем государстве. Ну, а главные требования «Правого сектора», который стал инициатором этого марша, относительно «справедливой кары для государственных преступников времен Януковича, реальных шагов по борьбе с коррупцией, смены олигархической ориентированности государства на национальную», — это поддержало бы, пожалуй, абсолютное большинство общественности.

С другой стороны, что в воображении инициаторов марша связывает с этими требованиями древнерусьского князя Святослава Игоревича? Да, Святослав был выдающимся воином; так, в 1140-м он разгромил войско Хазарского каганата под городом Саркел на Дону, и с тех пор на целых два века этот город-крепость перешел под русьскую власть; а через несколько лет Святослав разрушил сам Хазарский каганат, после чего это некогда мощное государство так и не смогло полностью возродиться и просуществовало лишь до середины следующего столетия. А вот геополитиком (если принять современный термин) Святослав был никудышным; хазары представляли собой мощную противоположность византийцам и в те времена давно уже перестали представлять угрозу Киеву и Русьскому государству. Вместо этого они контролировали причерноморские степи и не давали разгуляться кочевникам-грабителям, прежде всего печенегам. Результат уничтожения Хазарского каганата, который перед тем шаг за шагом превращался в цивилизованное, по тогдашним меркам, государство, Святослав почувствовал на себе: возвращаясь из неудачного похода на Болгарию и Византию, киевский князь был в 972 году убит печенегами у днепровских порогов, скорее всего, на прославленной позднее Хортице...

Или, возможно, символика акции как-то связана с тем, что верхушка хазарского общества исповедовала иудаизм? Мол, Святослав спас нас от иудеев-эксплуататоров, и именно за это мы должны уважать его? Однако Киев во время битвы под Белой Вежей уже века как не платил дань Хазарскому каганату, и если древнерусьский князь кого и освободил от выплаты этой дани, то только те славянские племена, которые жили на месте нынешней Москвы...

Словом, странная символика. Тем более удивительная, ведь 29 июня (или 9 июля по новому стилю) — это куда более знаменательная дата украинской истории. Именно в этот день в 1659 году объединенные войска Центрально-Восточной Европы под командованием гетмана Ивана Выговского разгромили под Конотопом 150-тысячное московское войско во главе с князем Алексеем Трубецким. Участие в бою с московскими агрессорами принимали не только украинские казаки и крымскотатарские конники (это были две главные силы), но и конные и пешие польские добровольческие формирования, белорусский отряд во главе с Богданом Дубягой, молдавские, немецкие, трансильванские и сербские солдаты. Известный российский историк XIX века Сергей Соловьев так описал это событие: «Краса и гордость московской конницы исчезла в один день. Никогда уже после этого царь московский не мог вывести в поле такое значительное войско. В траурных одеждах вышел Алексей Михайлович (тогдашний царь — С. Г.) к народу, и ужас охватил Москву. Москва задрожала за собственную безопасность ... Ходили слухи, что государь уезжает за Волгу, за Ярославль».

Так почему бы — пусть дата и не круглая — не приурочить акцию протеста против политики действующей власти (к которой действительно не только у радикальных националистов, но и у всех патриотически настроенных граждан есть немало серьезных претензий) к очередной годовщине Конотопской битвы? Какой логикой сейчас руководствовались организаторы «Марша Святослава» из руководства «Правого сектора»? Почему эти деятели одновременно никак не отреагировали и на годовщину победы под Конотопом? Кстати, об этой годовщину не забыли другие: Патриарх УПЦ Киевского патриархата Филарет освятил памятный знак героям Конотопской битвы, и этот знак установлен в Конотопе по инициативе городской общины и байкеров Киевского автомотоклуба. А где был «Правый сектор»? Да, его отдельные представители пришли на торжественные и не слишком многолюдные церемонии в столице — и все...

Впрочем, есть еще одна странная, если не сказать больше, вещь. На марше развевались флаги с символами нескольких добровольческих формирований, в частности, полка «Азов». Между тем пресс-служба «Азова» отрицает участие бойцов полка в «Марше Святослава»: все они сейчас находятся в зоне боевых действий. Интересно, наличие флагов «Азова» — случайность, вызванная избытком чьего-то энтузиазма, или заранее запланированная акция, призванная дать нужную «картинку» для российских телевизионщиков и некоторых их западных коллег с целью снова разворошить уже затихший миф о «патологическом украинском антисемитизме»?

Так вот: киевский князь Святослав был великим воином, но очень плохим политиком; тем, кто его сегодня едва ли не обожает, не стоит забывать, что этот государственный муж не любил Киев и мечтал иметь свою столицу на Дунае: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей». И еще одна деталь: в числе благ, которые «стекаются» туда с Руси (и с нее одной) названы рабы («с Руси же меха и воск, мед и рабы»). В этом смысле «Марш Святослава» вообще приобретает макабрические черты...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать