Марш разочарованных
Откуда может взяться новая элита, которая может построить независимую Украину, если ее никто не выращивал после падения коммунистического режима? Теперь хватаются за голову, поднимают этот вопрос и бессильно разводят руками, потому что, похоже, через пару лет бревно засаленных крапленных карт снова перетасуют и даже если и начнутся массовые протесты, то ими воспользуются те же тузы, валеты и дамы, которые, на показ критикуя нынешнюю власть, любезно воркуют с ней за кулисами. Вина упадет на непутевый народ, заслуживший то, что имеет.
Собственно, тем страхом за будущее и объясняются непрерывные распри среди более или менее образованных украинцев, между порохоботами и зрадофилами, тогда как остальные едят, спят и развлекаются, как это разрешено в бедной, постколониальной стране. На самом деле, словно в «Путешествии Гулливера», это всего лишь спор между теми, кто разбивает в яйце тупой конец и кто разбивает острый. Это все происходит в жуткой, пропитанной фээсбэшной подлостью ноосфере, вызывая приступы паники.
За 26 лет можно было воспитать национальную элиту, и она уже могла бы изменить в корне систему. Чуда не произойдет. Ведь даже сейчас над пропастью самопровозглашенная элита содрогается от одного слова «национальный» и пугает им посполитых. Национальная экономика, образование, культура, армия. Нужны хотя бы небольшие сегменты национального, чтобы избежать очередной руины и колонизации. Но их беспощадно выкорчевывают как несоответствующий глобализированному миру сорняк. Государство без идеологии не может существовать. Украине нужна национальная идеология. Те постсоветские страны, которые ее выбрали, вошли в круг свободных народов и им не диктуют правила ни с Востока, ни с Запада.
Элиту воспитывает не Гарвард и не Кембридж, а национальная культура. Десять лет у нас был засоренный пустырь, заваленный обертками от жвачек и сникерсов. Власть копала украинскую культуру, как гопник консервную банку, и плевала семками в музеи, магазины, театры и школы. Прикармливала себе бывший кагэбистский молодняк и позволяла ему смеяться над шароварами и украинской классикой. Покупала публично их книги, давала Героев Украины, заслуженных работников, а затем начала торговать званиями. 5 тысяч зеленых - и ты заслуженный работник культуры. Когда молодняк постарел и спился, начался призыв посполитых в шоу-бизнес и литературу, чтобы создать массовую культуру, которая на самом деле не может априори быть национальной. Но власть получает неплохие откаты от этого и может чувствовать себя безопасно. Ужасное слово, способное звуком разрушить стены Иерихона, не прозвучало. Конкурсы, рейтинги проводят активную селекцию, культивируя бездарность и вторичность. Государство закупает весь тот хлам в библиотеки, поддерживая коммерческие издательства с московскими владельцами. Чиновники от культуры и образования не настолько глупы, чтобы не понимать, что при таких условиях не вырастить новую элиту, а когда старая подохнет, ее заменят их дети и то жаждущее денег и славы племя, которое они вырастили для прислуживания.
Власть всегда выбирает элита. Если в Украине появится хотя бы 10 процентов высокообразованных, мыслящих и проукраински настроенных людей, то они и выберут соответствующую власть и навсегда обрубят щупальца «русского мира» и выбросят на свалку истории хохляцкую имитацию патриотизма. А сколько еще лет будут ходить марши разочарованных - это уже неважно.