Меня пригласили в Эдем
Как-то не с руки быть запанибрата с воображаемым райским садом, будь то — сад, парк, палисадник. Как угодно назовите, и все это будет не совсем то. Знаю — только тот зеленый оазис, который, как бы весело похлопав тебя по плечу, предложит безбоязненно доверять друг другу, и станет твоим. Даже если он выбрал экзотическую точку для приземления, крышу посреди шумного города. Может, наоборот, как раз именно потому, что выбрал крышу, назвав ее своим гнездышком. Сад одним этим выбором при знакомстве мгновенно окутывает таким шармом, что самый безостановочный болтун (например я) замолкает, будто на полном ходу налетев на открытие, и, как бывает в детстве, застывает по команде «замри». Стоя на ухоженной, стильной крыше над киевским офисом ТОВ «ЗінКо Україна» — части немецкой компании ZinCo, невольно подумала, что Карлсон тут точно бы не прижился — слишком элегантно, тут не пошалишь всласть, тут хочется созерцать, подпитаться, да и просто помолчать. В этом правильном пространстве можно понять, как по всему миру компания одевает крыши в зеленые одежды и город начинает смотреть на владельца снизу вверх.
Сложная и простая конфигурация, графический рисунок, инженерный расчет во всем, философия долговечности, прочности, воздушной изысканности насаждений, все это, вроде подчиняя себе пространство на крыше, одномоментно возвращает городу то, что забрано бесконечными расширениями и разрастаниями. К тому же тут появятся не просто расставленные кадки, высаженные кусты — все так тонко и зонированно, тут так уютно, будто растения жили всегда, — говорю своей собеседнице маркетологу Елене Кибиновской. Перед тем как мы взлетели на крышу, обратила внимание на убранство ее кабинета: абажуры — в цветах, кресло — в милых цветочных аппликациях, веселые подушечки, и все это — без всякой мажорной фальши, все дозировано и потому мило, но не приторно. Опять же, забегая наперед, упомяну, что поймала себя на мысли — и сама Елена под стать этому Эдему, его украшение — стильная, стройная, пластичная, и не скажешь, что она — мама уже двоих почти взрослых сыновей. Продолжая свой вопрос, уточняю все же — как на одной крыше может оказаться чуть ли не кусочек Вселенной — горки, холмы, острова, ручьи, водопады, леса, кустарники, травы, мхи. Все это, конечно, в минидозах на 230 квадратах, может, что-то и привиделось, но впечатление от вашей пейзажной крыши такое, будто я в отпуске где-то там, не знаю где. Еще зима, нет ни запахов гортензии, аромата мокрых трав у камней, не цветут клумбы, а сад великолепен, хоть и обнажен.
— У меня были сомнения, когда мы поднимались на крышу, — признается Лена, — опасалась, что смажу все впечатление. После зимы растения как бы совсем без природного макияжа. Слишком все графично, голо, слишком тихо, еще нет наших гостей — пчел, птиц, бабочек.
— Сразу возражу, — начинаю убеждать, — посмотрите на гортензии, может, вы просто привыкли, но они и после зимы — великолепны: гроздья хоть и коричневые, но приятного оттенка и пышные, уголок Прованса с лавандой и шалфеем, который, знаю, в сезон по цвету очень напоминает лаванду, уже, похоже, сбрасывает с себя зимнюю сонливость, а шалфей, попав в высшее общество, кажется, от счастья и земли под собой не чует, вечнозеленые самшитовые шары — идеальны. Чем вы стрижете их, — хотела уточнить, вспомнив, что таинственный секретный сад на крыше парижского дома Hermes стригут ножом, а не ножницами, считая, что так выходит естественнее. Это ценят более всего, утверждая, что садовник не должен командовать растениями, что они — главные.
На крыше свои законы? Или такие же, как внизу, — ноги твердо стоят на земле, а голова в облаках?
— Да, среда обитания разнится, но когда доминирующая цель общая — помочь экологии, то подходы к реализации мечты схожи. Всегда начинаем с самого главного — своеобразной изнанки: просчета экологичности покрытий, взаимоотношений влаги и дома, продумывания оптимальной биосферы, когда сад работает даже дольше привычных сезонов и, меняя одежки, именно так, как задумано нашей командой. Этот сад — один из возможных вариантов, своеобразная подсказка заказчику. У каждого, естественно, свои желания, иногда слишком громко звучит одно безоговорочное слово «ХОЧУ» и приходится объяснять: техническое воплощение на крыше — самое главное, и мы ищем такой индивидуальный сюжет, когда совпадут инженерные и прочие решения с мечтой. Сад на крыше — требователен на старте, но если подумать тщательно, а у нас — на всех участках — профессионалы, то трендовые и элитные растения будут довольны развитием своей корневой системы, грамотная гидроизоляция уменьшит затраты на дополнительный полив, мы сгладим реагирование на внезапные скачки температуры, убережем от ветровой и водной эрозии, проседания грунта и, само собой, — обеспечим 100% приживаемость деревьев.
Передо мной — сад простых линий, но как обыграны зеленые островки, изысканные клумбы-капельки, альпийские лужайки, седумные ковры, половодье душистых трав. В Киеве уже достаточно домов, где еще на уровне проектирования продумывается место для сада на крыше.
Посмотрите, — показывает Лена на такой же дом напротив, через дорогу. — Там такие же метры и есть терраса, но они — голые. Сиротка терраса да и только, а могла бы стать чьим-то Эдемом — атмосферным, ярким, как огонь среди зимы.
— Были ли у вас особо необычные просьбы? — обращаюсь к биологу Алле Кучеренко.
— Достаточно, — охотно откликается она, — но перед тем, как расскажу, отмечу — у нас крыши — постоянного цветения, и это полюбили и бабочки, и пчелы, и птицы, выбрав наше садовое разнообразие. Прибилась даже одна ворона, мы еще думаем над именем для нее. — Может, Зи-зи, — предлагаю импульсивно. Она слегка шкодлива, — продолжила Алла, — то поклюет осветительную ленту, то косточку закопает в самом ответственном месте, то начнет складировать веточки для своего строительства. Думали отогнать упрямицу, да не тот у нее характер — нравится у нас. Придется обеспечить и ей (Зи-зи, напоминаю), как части природы, свой уголок. Теперь пример нестандартного заказа: в одном доме, в квартире с прекрасным панорамным видом на Днепр через стекло в ширину всей комнаты, хозяйка заказала озеленить подходы к этой красоте изнутри, но так, чтобы вид не закрыла ни одна новая деталь. Она хотела лужок из травы на подходе к стеклянной панели. Это был проигрышный вариант, и мы объяснили, что трава предполагает периодическую обязательную замену, она быстро устает, есть еще всякие раздражающие нюансы. Я ей предложила кактусы и увидела такое же выражение лица, как у вас сейчас. Причем тут кактусы? Дело в том, что по выносливости их не сравнить с другими растениями, и месяц могут спокойно прожить без полива, к тому же, есть сорт в виде тоненьких трубочек. Если их густо посадить в емкость нужной формы, получится дивный, с эффектом «мокрых волос» вечный коврик. Это только один пример. Часто мне отдают особо любимые заболевшие растения как бы в реанимацию, а потом забирают их помолодевшими и ухоженными. Сейчас увлеклась маленькими орхидеями. Они — от себя назвала их карликовыми, потому что легко создают лужайку на подоконнике, радуя кутюром розового, сиреневого, белого, а недавно, представляете, их забраковали заказчики. Не все улавливают обаяние полутонов.
Думаю, весной на вашей крыше пахнет туманами, росой, ароматом дышит каждая травка, а на опушке маленького леса, думаю, так приятно присесть с чашкой чая. Это совсем не скромный минимум для счастья. Этот сад — как сакральный текст, к которому захочется возвращаться, открывая в нем все новые тайны.
Мне показалось, что на крыше все это звучит острее, пронзительнее, ароматней что ли. Похоже, что я, по собственному желанию, увязла, как летняя доверчивая бабочка, в сердцевине цветка.
И это в последний день февраля.
Удивительно.