Перейти к основному содержанию

Не цифры врут...

«12–19.07.2019»
18 июля, 20:25

Сегодня, в эти последние перед днями молчания и голосования дни, когда все стремятся наговориться напоследок всласть о выборе, мое внимание, наоборот, привлек материал «Цифры не врут» российского «Радио Sputnik» (чтоб было сразу понятно, среди его руководителей небезызвестные в Украине Дмитрий Киселев и Маргарита Симоньян). Его автору,... — ознакомившись с его творчеством, язык не поворачивается назвать его словом «журналист», тут больше как бывший некогда рядовым сотрудником отдела дезинформации КГБ (Служба «А») Познер... — рядовому сотруднику «Радио Sputnik» Петру Малееву (или его руководству) попались на глаза опубликованные «Укрзализныцей» данные о доходности ее зарубежных маршрутов, в которых самым прибыльным оказалось направление «Киев-Москва», а самым убыточным совсем недавно запущенный «Поезд четырех столиц» (Киев — Минск — Вильнюс — Рига) (вот только разочарую Петра Малеева, при подготовке статьи он был небрежен — до Таллинна этот поезд пока не ходит).

«Цифры не врут», — вдоволь поизгалявшись, подытоживает автор материала, разумно и осторожно подталкивая читателя самому сделать на его основании вывод, что украинцев ждут в Европе одни убытки, а с Россией сплошные выгоды. Мне этот его материал показался показательным даже не столько в качестве образца манипуляции фактами, сколько нашей с его автором разительной противоположностью понимания блага и выгоды. В чем тут дело сейчас объясню.

Начну, наверное, с маршрута «Киев-Москва». Раскрою карты, и этим, наверное, шокирую некоторых читателей газеты «День», я по национальности русский, более того я человек русской культуры. — В классическом, а не в путинском или уваровском ее понимании. Лет десять назад я был постоянным пассажиром поезда «Киев-Москва». Когда многие другие украинцы ездили в Россию заработать, я регулярно организовывал себе в Москву однодневный культурный вояж. Утром в музей, потом на книжный склад, где к тому времени собирали несколько десятков заранее заказанных мною научных книг, отвозил эти книги в камеру хранения на Киевский вокзал, потом обедал с одним из моих московских друзей, и, наконец, совместный поход в театр, откуда я успевал на последний уходящий из Москвы киевский поезд (последней, помню, уходила единичка). Все вместе (за вычетом стоимости книг, конечно) получалось дешевле, чем мое любимое место в шестом ряду на гастролях этого театра в Киеве. Да и в книгах получалась чуть ли не двойная экономия.

Но потом, задолго до Майдана и российской агрессии 2014 года, железнодорожные билеты на Москву стали дорожать. С обеих сторон смекнули, раз этим маршрутом пользуются преимущественно заробитчане и бизнесмены, так почему бы их не ободрать. Тем более, цены на авиабилеты тогда формировались примерно так же. И мои поездки по музеям/книжным/театрам в Москву вдруг стали не выгодны. Более того, очень быстро мне стало дешевле купить в три дорога билеты на гастрольный спектакль московского театра в Киеве. После отмены авиационного сообщения между Россией и Украиной ситуация стала еще хуже, и сегодня билет «Киев-Москва» стоит, кто не знает только не пугайтесь, купейный 4 тысячи гривен, плацкарта 2 тысячи. Сравните это со стоимостью билетов в страны Евросоюза. «Киев-Варшава» (расстояние, если поездом, чуть больше) в мягкий вагон 1300 гривен, «Киев-Рига» (тот самый «Поезд четырех столиц» — границ и расстояние тоже больше) купе вдвое меньше московского — 2100 гривен, плацкарта — 1300.

Что за странная экономика, спросит читатель? Все дело в том, что по направлению в Евросоюз, не только МАУ, но и железная дорога вынуждена конкурировать с автобусными и авиационными лоукостами. Если из Киева в Ригу в оба конца можно слетать за 4 с половиной тысячи гривен, железной дороге трудно поставить цену больше. — Это, дорогой Петр Малеев, называется рынок. Именно по этой причине после введения безвиза с ЕС для сотен тысяч украинцев (и мне вместе с ними) стало по карману слетать на выходные в Вену или Берлин, тогда как еще задолго до войны такая же поездка в Москву стала мне не по средствам. Пока вот уже несколько десятилетий цены на пассажирское сообщение, да что греха таить, на все, между Украиной и Россией формирует политическая конъектура, это направление будет приносить наибольше прибыли приближенным к власти владельцам частных корпораций и коррумпированным руководителям госмонополий. Но выигрывают ли от этого граждане?

Именно в этом последнем вопросе и состоит наше с Петром Малеевым полное несогласие в понимании блага, с упоминания о котором я начал эту статью. С его точки зрения, благом является прибыль государственного монополиста, пусть за ставшее в России нарицательным, как в Украине «золотой батон» Януковича, «шубохранилище» экс-главы РЖД Якунина и расплачиваются простые, такие как он сам, или я, граждане. Ответ на вопрос, чьи интересы важнее — гражданина или государства (читай, тех, кто монополизировал власть в этом государстве), в нем разница даже не между мною и Петром Малеевым, в нем одно из основных отличий между Западной цивилизацией и «Русском миром», Европой и Москвой. Так что, выбирая между Россией и Европой, не только покупая билеты на поезд, украинцам и правда есть над чем задуматься — в чем выгода каждого из этих направлений, и, что еще важнее, в каждом конкретном случае, эта выгода для кого.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать