Не новогоднее...
«21-27.12.2018»Ой, а можно я в своей последней колонке 2018 года не буду его итоги подводить? Тем более, что итоги 2018 года, как и всего предыдущего пятилетия, гораздо лучше меня подведут предстоящие в 2019 году выборы. Есть настроение поговорить о более приземленных, совсем не праздничных проблемах. О зимних улицах наших украшенных к Рождеству и Новому году городов. Даже еще более узко — о моем родном Киеве.
Стало уже общим местом каждый снегопад, а в последние годы уже и ливень, ругать городские власти, и лично мэра (фамилию тут можно ставить любую — не только нынешнего). Те в ответ в последнее время завели моду постить в социальных сетях фотографии и видео разгула стихии в других городах мира. У нас из-за столетней ливневки затопило Крещатик, они нам фотографии затопленных водами разлившихся вследствие дождей рек мировых городов. Хорошо еще эрудиции пока не хватает, а то бы вспомнили, к примеру, что в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде, несмотря на все нефтяные миллиарды, ливневой канализации совсем нет. А ведь дожди, кстати, и даже ливни, вопреки царящему у нас предубеждению, в зимнее время в этом стоящем посреди пустыни мегаполисе ого-го какие бывают! И даже я не знаю, как в случае затяжных снегопадов, случись такие, в Эр-Рияде убирают снег...
А вот в Киеве с уборкой снега традиционно совсем плохо. Если на дороги еще хватает сил, то тротуары, стоит только снегу выпасть перед долгими выходными, в большей части города не убирают совсем. В лучшем случае разок проедет трактор, и размажет щеткой снежную жижу, чтобы каток замерзал поровней. Перед офисными, торговыми центрами еще как-то — там справляются своими силами (кто технику сам приобрел, а кто, как магазины в моем и соседних домах, просто доплачивает дворникам). Но, как минимум перед поликлиниками и больницами, учебными заведениями и другими бюджетными учреждениями, не забываем и про многочисленные заброшенные стройплощадки, толстый слой льда покрывает тротуар до большой оттепели и даже до весны. — И далеко ходить не нужно, стоит только свернуть с Крещатика у мэрии на какую-то близлежащую боковую или параллельную улицу. К примеру, на ведущую от Майдана к главному храму и к главной елке страны Софийскую, с ее перекопанным, да так и заброшенным заполненным наполовину глиной, песком, льдом и снегом «тротуаром». Я уже молчу о главных туристических локациях нашего города — взять, к примеру, Пейзажную аллею, которую зимой по непонятной для меня причине, кроме как у расположенного в ее середине ресторана, совсем не убирают от снега и льда.
И ведь решение этой проблемы не требует от городских властей каких-то крупных финансовый вливаний, чувствительных для нашего последние лет 7 балансирующего на грани банкротства города. Достаточно просто заставить работать уже существующие коммунальные службы. Не говоря уже о том, что отсутствие благоустройства перед долгостроями благодаря продуманной системе штрафов могло бы неплохо пополнить городской бюджет. И вот еще, чем искать за границей прецеденты, как там городские службы не справляются со стихией, может нашей мэрии стоит поискать позитивные примеры и практики? Благо киевская мэрия проводит в украинской столице международный форум по инновациям в городском хозяйстве... Впрочем, о том, что у нас до сих пор не научились убирать тротуары, все-таки лучше на таких авторитетных собраниях не упоминать. — Стыдно.
Да, так о зарубежном опыте... В начале декабря я впервые в жизни оказался в одном из европейских городов зимой. Может, кто-то другой на моем месте после поездки в Вену написал бы о Брейгеле, Моне, Пиросмани, наконец о Рождественских ярмарках... Но, такой уж я нудный человек, напишу о другом... Вот уж угораздило, в первую же мою ночь в Вене случился сильный снегопад. Честно признаю, снег убирали и вывозили не так уж чтоб сильно. — Ни дворники с лопатами, ни самосвалы полные снега мне как-то не бросились в глаза. Но, вот что меня удивило, на следующее утро на тротуарах и дорогах совсем не было гололеда. Проделывая километров по 20 за день по городу, за два дня я ни разу не поскользнулся. А все потому, что, вместо привычной нам соли, в Вене используют каменную крошку. Ее гораздо меньше смывает с дорог и тротуаров вместе с подтаявшим снегом (да и грунтовые воды при этом не засаливаются), и, даже вмерзая в лед, она обеспечивает прекрасную сцепку с тротуаром любой, в том числе и не предназначенной для гололеда обуви. Ну и, конечно, еще одна недостижимая для нашего города «мелочь» — к 8 утра, когда мы вышли из дома, все тротуары и дороги города уже были аккуратно этой крошкой посыпаны. Тут даже я бессильно разведу руками, явно не обошлось без какой-то рождественской магии!
Как-то одна неравнодушная к проблемам ушедших в политику известных боксеров дама прокомментировала мой пост, мол, чего это вы цепляетесь к мэру, ведь тротуары, за них отвечают коммунальные службы, вот о них и пишите. Так уж повелось, из всей исполнительной власти города киевляне отдают свои голоса не за начальников коммунальных служб, и даже не за начальников управлений и департаментов мэрии. Они голосуют только за одного человека — своего мэра, который, в свою очередь, назначая управленцев на места, тем самым должен брать на себя ответственность за работу возглавляемых своими назначенцами коммунальных служб города.
Должен бы, да вот беда. На билборде, и в видеоролике с отчетом о проделанной им работе спортивная фигура нашего мэра в обтягивающей белоснежной рубашке отлично смотрится на фоне обновленного покрытия главных городских магистралей, отремонтированного парка, пусть и «украшенного» бездарной скульптурой, на фоне закупленного нового коммунального транспорта. Но вот уборка тротуаров, подземные коммуникации города, это то, что не выставляют обычно напоказ, не вставляют в презентационные ролики. И не только потому, что плохо образованные мрачные люди в цветных рабочих жилетах не отличаются с точки зрения пиарщиков фотогеничностью. Потому что это то, что должно работать по умолчанию, как легкие, кровеносная система, или, извините, как пищевод. И, если это не работает, никакие видеоролики, никакие флагштоки и веломосты на Владимирской горке, как бы эффектно они ни смотрелись с экрана, не прибавят мэру популярности у подавляющего большинства киевлян. И даже обещанное через пару лет метро на Виноградарь способно поднять его рейтинг разве что до первого снега или дождя.