О чем думает Донбасс?
В Киеве представили результаты социологического исследования: «Особенности сознания и идентичности жителей подконтрольных и оккупированных территорий Донецкой области»Одна из проблем, связанных с Донбассом, начиная с 2014 года, состоит в том, что для Украины (как, впрочем, и для остального мира) он в значительной степени остается «черным ящиком». Внешне процессы, продолжающиеся там, отчасти доступны для наблюдения — но о чем думают его жители, кем себя считают, к чему стремятся?
Без такой информации крайне сложно, если вообще возможно, разработать действенный план реинтеграции региона в состав Украины — даже если так называемые «ДНР» и «ЛНР» будут ликвидированы силовым или иным путем, вряд ли удастся устранить проблемы, которые способствовали их появлению.
Исследования общественного мнения на Донбассе начались в 2016 году, к тому же как в неоккупированной, так и в оккупированной части. В прошлом году их провели снова, и теперь их начало финансировать Министерство информационной политики Украины. По словам организаторов, были опрошены 600 человек на оккупированных землях и 705 на неоккупированных. Выбирали их с таким расчетом, чтобы опрос оказался как можно более репрезентативным.
24 апреля в Киеве, в информационном агентстве «Укринформ» состоялась презентация итогов прошлогодних исследований. Их представили первый заместитель министра информационной политики Эмине Джапарова, советник министра и исполнительный директор Аналитического центра «Фабрика мысли «Донбасс» Дмитрий Ткаченко, эксперт-аналитик «Фабрики мысли» Юлия Каплан и генеральный директор украинского офиса международного исследовательского агентства IFAK Institut Сергей Говоруха.
Джапарова отметила, что изучение общественного мнения проводилось совместно с «Фабрикой мысли», которая представляет общественный, негосударственный сектор.
Она особенно подчеркнула, что в решении проблемы Донбасса главное — реинтеграция не территории, а людей. По ее словам, одна из целей исследования заключалась в том, чтобы установить, кто ближе к истине: Киев, рассматривающий жителей региона как граждан Украины, которые временно оказались на территории, оккупированной противником, — или Москва, которая настаивает, что к отделению от Украины стремится именно местное население.
Сергей Говоруха сообщил, что данные собирались в декабре 2017 года и будут сохранять актуальность еще долгое время — вещи, о которых шла речь, быстро не меняются. Сам же опрос проводился в формате «с глазу на глаз».
Представленные данные касаются только Донецкой области — в Луганской, включая территорию самопровозглашенной «ЛНР», недавно проводился отдельный опрос.
Брошюра с итогами исследований распространялась на самом мероприятии, но некоторые важные цифры вслух назвали его участники. По их словам, тенденции в целом скорее благоприятные для Украины, чем нет.
Так, на территории «ДНР» 13 процентов опрошенных считают себя гражданами этого образования, а годом ранее их количество составляло 18 процентов. По эту сторону линии разграничения 42 процента респондентов видят себя гражданами Украины по сравнению с 32 процентами, которые ответили так во время прошлого опроса.
На оккупированных территориях 57 процентов считают, что с остальными жителями Украины их объединяют культура и традиции. Может показаться парадоксальным то обстоятельство, что вторым по значимости объединяющим фактором — так ответили 53 процента — стало недоверие к украинской власти. При этом 62 процента считают, что разделяют их ценности, 52 процента — что принадлежность к гражданскому обществу Украины, а 51 процент — что вероисповедание.
В этих местностях большинство — 81 процент — прежде всего боится возобновления активных боевых действий, а 35 процентов — замораживания конфликта. Второе место среди страхов занимает снижение уровня жизни — его опасаются 40 процентов опрошенных.
На свободных территориях Донбасса первый и второй страхи те же, но их доля отличается: полномасштабной войны боятся 60 процентов, ухудшения жизни (связанного с безработицей, невыплатой пенсий, отсутствием постоянных доходов) — 53 процента. Третье место с 24 процентами занимает беззаконие и бездействие судебно-правовой системы.
Не менее важна и оценка происходящих событий, и здесь цифры гораздо более тревожные. Жители Донбасса, находящиеся под российской оккупацией — преимущественно — 55 процентов — считают, что в регионе продолжается гражданская война. В 2016 году этого мнения придерживались лишь 44 процента опрошенных. Войной с Россией происходящее признают лишь восемь процентов, тогда как годом ранее — 14.
На неоккупированных территориях считают иначе. Здесь тех, кто рассматривает процесс на Донбассе как войну России против Украины, значительно больше — 31 процент. Годом ранее их количество составляло 24 процента. Однако даже сейчас сторонники этой позиции не представляют и трети респондентов.
Что же касается украинских СМИ, то картина может показаться странной. В той части Донбасса, которую контролирует Киев, доверие к национальным СМИ резко снизилось. «Полностью» и «частично» доверяют им только 16 процентов опрошенных против 30 процентов в 2016 году, «не доверяют» — 39 процентов. Под оккупацией дела другие. Здесь им полностью не доверяют лишь 26 процентов (прошлый опрос дал 40 процентов), а кое в чем доверяют, в чем-то нет 39 процентов (в 2016 году — 25).
В то же время на этой территории снижается доверие к российским СМИ. Количество тех, кто им «полностью» или «скорее» доверяет, снизилось с 27 до 19 процентов, а количество тех, кто «скорее не доверяет», выросло с 16 до 23 процентов.
Конечно, «социологический портрет» Донбасса и сейчас еще далеко не завершен, но работа над ним продолжается полным ходом. И она способна оказать серьезную помощь в полноценном возвращении региона в состав Украины.