О «цивилизации» плагиата
В информационном пространстве Украины, к сожалению, действует немало лиц, неустанно работающих над снижением национальной самооценки украинцев. А ряд «украинских» телеканалов постоянно предоставляет им для этого трибуну. Речь идёт не только о диффамации, высмеивании и дискредитации украинской культуры, исторического прошлого, современности, но и о постоянном возвеличивании России, её искусства, науки и техники, всевозможных реальных и мнимых «достижений». Например, целая группа «экспертов» телеканала NEWS ONE специализируется на доказательстве никчемности и бесперспективности развития украинского общества без «чуткого руководства» со стороны Кремля. У всех у них один рефрен: «Нам без России не жить».
Причём, сама РФ подаётся как некая вершина, как эталон и образец всевозможных культурных и научно-технологических побед. Эту ситуацию отягощает то, что в отечественных СМИ почти не даётся отпор таким идеологическим поползновениям. Тем более в дефиците серьёзные, основательные и фактологически сильные тексты, программы, исследования, которые раскрывают глаза на историческую реальность и разрушают пропагандистские мифы. К счастью, одна такая работа уже есть. Это книга украинского писателя и публициста Владимира Селезнёва «Кремлівський плагіат від «шапки Мономаха» до кепки Ілліча», вышедшая в 2017 году в тернопольском издательстве «Мандрівець». Селезнёв убедительно «раздевает» имперские выдумки, которые за многие столетия приобрели характер чуть ли не истины, общего места и даже исторической банальности ( «это же все известно!»). Каждый из 19 разделов его книги посвящён одному из устоев имперской мифологии: «Шапка Мономаха», «Московский Кремль», «Герб России», «Российский триколор», «Ватник и ушанка», «Русское оружие».
«Великий и могучий», «Самоназвание России» и т.д. В предисловии Владимир Селезнёв пишет: «Ныне, как и несколько столетий тому назад, в России очень любят говорить о её самобытности, исключительности, об оригинальности и величии русской культуры. Однако если посмотреть, например, на московский Кремль, то можно заметить его разительное сходство с миланским замком Кастелло Сфорцеско. Современный государственный флаг российской Федерации напоминает флаг Нидерландов, а легендарная российская тельняшка слишком уж похожа на полосатую рубашку бретонских рыбаков. Откуда ж взялось такое разительное сходство? Дело тут совсем не в общем происхождении. которого у России с Европой не так уже и много. Объясняется этот феномен достаточно просто -тут банальный плагиат.
Если внимательно присмотреться к характерным «российским брендам», то выясниться, что если не всё, то по крайней мере очень многое, начиная с государственных символов и заканчивая матрёшками и самоваром, Россия просто заимствовала у чужаков как на «загнивающем Западе», так и на «диком» Востоке. Даже свою историю Российская империя списала, как нерадивый школьник.
Кстати, и это весьма показательно, у Владимира Селезнёва есть целый ряд единомышленников из самой российской культурно-исторической традиции.
Например, Пётр Чаадаев, российский патриот, участник Бородинского сражения, которому Пушкин адресовал своё знаменитое «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!», писал: «Присмотритесь хорошо, и вы увидите, что каждый важный факт нашей истории пришёл извне, каждая новая идея почти всегда заимствована. А Иван Тургенев утверждал: «Старые наши выдумки приползли с Востока, новые мы с грехом пополам с запада перетащили, а мы всё продолжаем говорить о русском самостоятельном искусстве!».
Действительно, о какой русской самобытности можно говорить, если и сам московский Кремль построили итальянские архитекторы Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Фрязин и Бон Фрязин. Сначала московские князья поручили строительство русским мастерам Кривцову и Мышкину. Но у тех постройки завалились при первых же подземных толчках ( а ведь Москва далеко не самая сейсмическая зона!).
Есть в книге Селезнёва не менее интересные факты современной истории. Например, о такой гордости России, как автомат М.Калашникова. Правда, гордящиеся либо не знают, либо скрывают информацию о том, что с 1946 года «подмастерьем» у малограмотного старшего сержанта Калашникова принудительно трудился немецкий конструктор стрелкового оружия 63-летний Гуго Шмайсер, разработчик штурмовой винтовки немецкого вермахта «Sturm Gewehr-44 (StG-44). Все её чертежи и 50 образцов после войны были переданы Советскому Союзу. «Передали» СССР и самого Гуго Шмайсера, который был отправлен на работу и проживание в город Ижевск. Кроме Шмайсера, в СССР работало не менее 474 немецких специалистов в области стрелкового оружия. Среди них и создатели легендарного немецкого пулемёта Вернер Грунер и Курт Горн. Калашников же, имея под началом десятки заводов и конструкторских бюро, с 1947 по 2013 год никаких новых образцов оружия не создал, кроме постоянных модификаций всё того же АК-47…
Итогом всех этих сомнительных достижений могла бы стать оценка Ивана Тургенева, который в 1851 году посетил Большую выставку промышленных работ всех народов в Лондоне и так описал свои впечатления: «Посетил я нынешней весной Хрустальный дворец возле Лондона; в этом дворце помещается, как вам известно, нечто вроде выставки всего, до чего достигла людская изобретательность, - энциклопедия человечества, так сказать надо. Ну -с, расхаживал я, расхаживал мимо всех этих машин и орудий, и статуй великих людей; и подумал я в те поры: если бы такой вышел приказ, что вместе с исчезновением какого-либо народа с лица земли немедленно должно было исчезнуть из Хрустального дворца всё то, что тот народ выдумал, - наша матушка, Русь православная, провалиться бы могла в тартары, и ни одного гвоздика, ни одной булавочки не потревожила бы родная: всё бы преспокойно осталось на своём месте, потому что даже самовар и лапти, и дуга, и кнут- эти наши знаменитые продукты- не нами выдуманы.
Подобного опыта даже с Сандвическими островами произвести невозможно; тамошние жители какие-то лодки да копья изобрели: посетители заметили бы их отсутствие…»
Как справедливо отмечает автор рецензируемой книги: «Действительно, вклад России в мировой технический прогресс сильно преувеличен, а все «гениальные» российские идеи были просто позаимствованы, а то и украдены в эпоху советского технологического шпионажа.
Что ж, Владимир Селезнёв сделал огромную и чрезвычайно полезную для украинцев работу. С его книгой обязательно стоит ознакомиться. Вспомним совет Кобзаря: «Учитеся, брати мої, думайте, читайте…»