Перейти к основному содержанию

О «цивилизации» плагиата

26 марта, 11:49

В информационном пространстве Украины,  к сожалению,  действует немало лиц,  неустанно работающих над снижением национальной самооценки украинцев. А ряд «украинских» телеканалов постоянно предоставляет им для этого трибуну. Речь идёт не только о диффамации,  высмеивании и дискредитации украинской культуры,  исторического прошлого,  современности,  но и о постоянном возвеличивании России,  её искусства,  науки и техники,  всевозможных реальных и мнимых «достижений». Например,  целая группа «экспертов» телеканала NEWS ONE  специализируется на доказательстве никчемности и бесперспективности развития украинского общества без «чуткого руководства» со стороны Кремля. У всех у них один рефрен: «Нам без России не жить».

Причём,  сама РФ подаётся как некая вершина,  как эталон и образец всевозможных культурных и научно-технологических побед. Эту ситуацию отягощает то,  что в отечественных СМИ почти не даётся отпор таким идеологическим поползновениям. Тем более в дефиците серьёзные,  основательные и фактологически сильные тексты,  программы,  исследования,  которые раскрывают глаза на историческую реальность и разрушают пропагандистские мифы. К счастью,  одна такая работа уже есть. Это книга украинского писателя и публициста Владимира Селезнёва «Кремлівський плагіат від «шапки Мономаха» до кепки Ілліча»,  вышедшая в 2017 году в тернопольском издательстве «Мандрівець». Селезнёв убедительно «раздевает» имперские выдумки,  которые за многие столетия приобрели характер чуть ли не истины,  общего места и даже исторической банальности ( «это же все известно!»). Каждый из 19 разделов его книги посвящён одному из устоев имперской мифологии: «Шапка Мономаха»,  «Московский Кремль»,  «Герб России»,  «Российский триколор»,  «Ватник и ушанка»,  «Русское оружие».

«Великий и могучий»,  «Самоназвание России» и т.д. В предисловии Владимир Селезнёв пишет: «Ныне,  как и несколько столетий тому назад,  в России очень любят говорить о её самобытности,  исключительности,  об оригинальности и величии русской культуры. Однако если посмотреть,  например,  на московский Кремль,  то можно  заметить его разительное сходство с миланским замком Кастелло Сфорцеско. Современный государственный флаг российской Федерации напоминает флаг Нидерландов,  а легендарная российская тельняшка слишком уж похожа на полосатую рубашку бретонских рыбаков. Откуда ж взялось такое разительное сходство? Дело тут совсем не в общем происхождении. которого у России с Европой не так уже и много. Объясняется этот феномен достаточно просто -тут банальный плагиат.

Если внимательно присмотреться к характерным «российским брендам»,  то выясниться,  что если не всё,  то по крайней мере очень многое, начиная с государственных символов и заканчивая матрёшками и самоваром,  Россия просто заимствовала у чужаков как на «загнивающем Западе», так и на «диком» Востоке. Даже свою историю Российская империя списала,  как нерадивый школьник.

Кстати,  и это весьма показательно,  у Владимира Селезнёва есть целый ряд единомышленников из самой российской культурно-исторической традиции.

Например,  Пётр Чаадаев,  российский патриот,  участник Бородинского сражения,  которому Пушкин  адресовал своё знаменитое «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»,  писал: «Присмотритесь хорошо,  и вы увидите,  что каждый важный факт нашей истории пришёл извне,  каждая новая идея почти всегда заимствована. А Иван Тургенев утверждал: «Старые наши выдумки приползли с Востока,  новые мы с грехом пополам с запада перетащили,  а мы всё продолжаем говорить о русском самостоятельном искусстве!».

Действительно,  о какой русской самобытности можно говорить,  если и сам московский Кремль построили итальянские архитекторы Аристотель Фиораванти,  Марко Руффо,  Пьетро Антонио Солари,  Алевиз Фрязин и Бон Фрязин. Сначала московские князья поручили строительство русским мастерам Кривцову и Мышкину. Но у тех постройки завалились при первых же подземных толчках ( а ведь Москва далеко не самая сейсмическая зона!).

Есть в книге Селезнёва не менее интересные факты современной истории. Например, о такой гордости России,  как автомат М.Калашникова. Правда,  гордящиеся либо не знают,  либо скрывают информацию о том, что с 1946 года «подмастерьем» у малограмотного старшего сержанта Калашникова принудительно трудился немецкий конструктор стрелкового оружия 63-летний Гуго Шмайсер,  разработчик штурмовой винтовки немецкого вермахта «Sturm Gewehr-44 (StG-44). Все её чертежи и 50 образцов после войны были переданы Советскому Союзу. «Передали» СССР и самого Гуго Шмайсера,  который был отправлен на работу и проживание в город Ижевск. Кроме Шмайсера,  в СССР работало не менее 474 немецких специалистов в области стрелкового оружия. Среди них и создатели легендарного немецкого пулемёта Вернер Грунер и Курт Горн. Калашников же,  имея под началом десятки заводов и конструкторских бюро,  с 1947 по 2013  год никаких новых образцов оружия не создал,  кроме постоянных модификаций всё того же АК-47…

Итогом всех этих сомнительных достижений могла бы стать оценка Ивана Тургенева, который в 1851 году посетил Большую выставку промышленных работ всех народов в Лондоне и так описал свои  впечатления: «Посетил я нынешней весной Хрустальный дворец возле Лондона; в этом дворце помещается,  как вам известно,  нечто вроде выставки всего,  до чего достигла людская изобретательность, - энциклопедия человечества,  так сказать надо. Ну -с,  расхаживал я,  расхаживал мимо всех этих машин и орудий,  и статуй великих людей; и подумал я в те поры: если бы такой вышел приказ,  что вместе с исчезновением какого-либо народа с лица земли  немедленно должно было исчезнуть из Хрустального дворца всё то, что тот народ выдумал, - наша матушка,  Русь православная,  провалиться бы могла в тартары,  и ни одного гвоздика, ни одной булавочки не потревожила бы родная: всё бы преспокойно осталось на своём месте,  потому что даже самовар и лапти,  и дуга,  и кнут- эти наши знаменитые продукты- не нами выдуманы.

Подобного опыта даже с Сандвическими островами произвести невозможно; тамошние жители какие-то лодки да копья изобрели: посетители заметили бы их отсутствие…»

Как справедливо отмечает автор рецензируемой книги: «Действительно,  вклад России в мировой технический прогресс сильно преувеличен, а все «гениальные» российские идеи были просто позаимствованы,  а то и украдены в эпоху советского технологического шпионажа.

Что ж,  Владимир  Селезнёв сделал огромную и чрезвычайно полезную для украинцев работу. С его книгой обязательно стоит ознакомиться. Вспомним совет Кобзаря: «Учитеся,  брати мої,  думайте, читайте…»

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать