Перейти к основному содержанию

О национальном примирении и согласии

30 июля, 15:27

Согласно последним данным Киевского международного института социологии, на вопрос «Какой вариант выхода из нынешнего военного конфликта на Донбассе Вы считаете наиболее приемлемым?» 57% украинских респондентов ответили «продолжение мирных переговоров и мирное урегулирование на основании Минских соглашений».

Вариант «освобождения территорий Донбасса силой Украинской армии» выбрали 28% респондентов. 48% граждан Украины ради мира готовы предоставить русскому языку статус второго государственного, 41% - отказаться от вступления в НАТО, 34% - отказаться от вступления в Европейский Союз, а 33% - согласиться с окончательным отделением Крыма.

Итак, мирный путь решения конфликта на Донбассе остается в украинском обществе приоритетным. Но одно дело решить внешние военно-политические вопросы на уровне представителей противоборствующих сторон, другое - примирение между отдельными социальными группами внутри государства.

По данным Фонда «Демократические инициативы», еще в начале этого года 57% украинских респондентов высказали мнение, что проведение государственной политики по национальному примирению является актуальным. Не согласились с этим только 16%. Уверенность в необходимости такой кампании объединила все регионы Украины, особенно эта идея получила поддержку на Донбассе.

Как отмечает Дмитрий Ольшанский в работе «Основы политической психологии», национальное примирение является комплексным политическим и социально-психологическим процессом, который включает в себя широкий комплекс разных мероприятий. Их цель - прекращение национального или регионального конфликта, умиротворение того или иного территориального конфликта, достижение согласия между противоборствующими сторонами и установление мира внутри государства.

На сорок первой сессии Генеральной ассамблеи ООН в 1988 году политика внутригосударственного примирения была официально признана «базовой моделью урегулирования национальных и региональных конфликтов». В политико-психологическом отношении наиболее значительными являются три аспекта национального примирения.

1. В стратегическом отношении это один из самых очевидных путей реализации идеи неконфронтационного политического мышления.

2. В реалистическом плане это наиболее конструктивный способ разблокировки целого ряда хронических внутригосударственных, межгосударственных и региональных конфликтов, а также в целом снижение глобального противостояния в мире.

3. Национальное примирение - одна из самых продуктивных возможностей развития социальных процессов в тех странах, где начаты преобразования, к которым можно отнести какую-либо революцию, комплекс реформ и т.д., сразу столкнулись с непреодолимыми трудностями.

С темой национального примирения тесно связано понятие национального согласия. По Ольшанскому, это - политико-психологические результаты и последствия эффективной и конструктивной внутренней политики. То есть состояние гармоничных отношений и успешного взаимодействия разных социальных групп в рамках одного государства.

Национальное согласие как долгосрочное состояние базируется на адекватной и понятной политике, которая устраивает всех членов данного общества. Как правило, такая политика включает в себя постоянный поиск и достижение взаимоприемлемых компромиссов, которые удовлетворяли бы интересы всех социальных групп, живущих на территории определенного государства.

Национальное согласие предполагает наличие специальных механизмов переговорного характера - как правило, встроенных в механизмы осуществления власти, которые обеспечивают мирное урегулирование возникающих конфликтов и противоречий на демократической основе.

Примером достижения национального согласия такого типа можно считать заключенный в 1989 году всеми политическими силами Туниса «Национальный пакт ради примирения и согласия», в разработке которого принимали участие и психологи, а содержание которого сводилось к соглашению относительно перспективных направлений развития государства и общества после отстранения от власти бывшего президента, что получило одобрение со стороны широких масс населения.

Способами выявления и достижения национального согласия в таких ситуациях, как правило, являются «круглые столы» с участием максимально широкого круга политических партий и движений, представляющих подавляющее большинство членов общества. Пример - «круглый стол» Польской объединенной рабочей партии и оппозиционных к ней сил в 1989 году. Он привел к достижению согласия по переходу к новым формам социально-экономического и политического уклада жизни.

Согласно данным Фонда «Демократические инициативы», среди субъектов, способных содействовать национальному примирению, наиболее украинцы надеются на украинскую власть и средства массовой информации, а также на то, что украинцы смогут примириться сами. Эти три фактора общие для всех регионов страны, в частности - для Донбасса.

Возможно, сегодня говорить на тему национального примирения не совсем актуально - но чем раньше мы начнем обрабатывать эту тему, тем скорее будет уменьшаться потенциал донбасского конфликта. Потому что, если мы будем идти по пути национального примирения в поисках национального согласия, внешняя агрессия будет бессильной.

Евгений СЕРЕДА, политолог, журналист

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать