Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О рынке труда

30 апреля, 17:15

Сегодня очень активно обсуждается фраза премьер-министра Дениса Шмыгаля о том, что Правительство готово к переговорам с европейскими странами, которые выразят желание официально пригласить украинских работников на сезонные работы, а также важной предпосылкой является легальное трудоустройство сроком более 3 месяцев с соблюдением всех социальных гарантий и условий труда украинцев.

Почему мне эта фраза не кажется такой страшной, как ее подают комментаторы, что это потенциальная работорговля, и что государство не имеет права вмешиваться в процесс трудоустройства за границей и т.д.

Наше предприятие работает в Закарпатье, и вопросы трудовой миграции здесь всегда актуальны: на протяжении веков здесь жило гораздо больше людей, чем было рабочих мест, работа была всегда тяжелая (экстенсивное сельское хозяйство в горах, лесная и деревообрабатывающая промышленность с устаревшими технологиями и плохой инфраструктурой), бытовые условия жизни в горах также далеки от комфортных. Люди активно выезжали на заработки и в советские времена - тогда это были сельскохозяйственные, строительные и работы по лесозаготовке по всему СССР. Примерно с 1992 года началась активная трудовая миграция в европейские страны.

Сейчас сложилась ситуация, когда очень большое количество людей на разные сроки ездит за границу на заработки. И это все возрастные категории: от выпускников школ до трудоспособных пенсионеров. Большие экономики соседних стран могут предложить широкий спектр работы по всем навыкам и физическим возможностям. Есть два условия трудоустройства: легальное трудоустройство в пределах квот, выданных государствами, и нелегальное, в пределах возможных фантазий - от полулегальных документов до 3 месяцев пребывания на правах безвиза.

Если с легальным трудоустройством все понятно - люди работают, платят налоги и часто переезжают уже семьями, то все остальные варианты - это некий оффшорный индивидуальный бизнес - человек есть, налогов нет.

Почему я акцентирую на вопросе налогов? Налоги - главный источник наполнения государственного бюджета и тех сумм, которые будут из него потрачены на различные социальные, пенсионные, учебные и иные потребности людей.

Мы сейчас находимся в стадии активного оттока рабочей силы. Но, эта рабочая сила, и легальная, и нелегальная получила от государства обучение, лечение, какую-никакую инфраструктуру, оставила здесь получать пенсии своих родителей, оставила на обучение своих детей, часто получает различными путями социальные выплаты. И все это за счет налогов тех людей, которые остались работать в Украине.

Об оплате труда. В среднем мы равняемся на чешскую среднюю плату сто крон в час, что примерно составляет наши сто гривен. Но и наш нелегальный работник получает все 100 крон на руки и не платит никаких налогов. А у нас мы из 100 гривен должны заплатить 15 процентов подоходного налога, 1,5 процента военного сбора, начислить на заработную плату 22% единого социального взноса. А еще надо сформировать резервы на отпускные, больничные и другие социальные затраты, включая военную службу работников, которым мы должны выплачивать среднюю заработную плату. И остается в лучшем случае 50 гривен в час. И кто победит в битве за работника? Только нелегальный работодатель. Хоть наш, хоть зарубежный.

Очень популярным в спорах о вкладе наших работников за границей в экономику государства является тезис, что они перечисляют сюда свои деньги и своими покупками платят косвенные налоги, таким образом финансируют экономику. Я не принимаю такое доказательство. Наши сотрудники также своими зарплатами оплачивают свои покупки. Но еще и платят все налоги.

Очень важным основанием трудовой миграции является не только высокие уровни иностранных заработных плат, но и инфраструктура жизни. Человек, который тяжело живет в горном селе, где не то что асфальт проблема, но и стабильное энергоснабжение, попадая в Прагу или обычный городок в Чехии, где чисто, уютно, комфортно, надежно – не очень хочет возвращаться домой.

В предыдущие годы на этих территориях частично проложили дороги, экономика развивалась, благодаря росту общегосударственных показателей. Разработанная и принятая на государственном уровне Концепция развития Карпатского региона предсказуемо осталась в этом году без финансирования. Есть все шансы, что не будет никаких вложений в инфраструктуру горных районов. С другой стороны, в ответ на любые попытки бизнеса что-то сделать в этих краях слышно традиционное - нет. Лес не рубите, полезных ископаемых не добывайте, курорты не стройте, только усадьбы - это все вредно. Здесь, кстати, кроется еще одна из причин миграции активных инициативных людей - мало кто хочет бороться с различными ветряными мельницами, если в соседних странах твоя энергия с благодарностью принимается.

Если государство не вмешается в вопросы стимулирования экономики, развития инфраструктуры и регулирования вопросы найма рабочей силы на нормальном а) интеллектуальном уровне, б) межгосударственном уровне, в) не обеспечит равного налогообложения для всех работающих, что внутри государства, что за ее пределами – более сильные экономики просто задавят более слабые государства, а нелегальные работодатели обанкротят легальных.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать