Перейти к основному содержанию

О скитаниях вечных и о земле

«27.09.-03.10.2019»
10 октября, 19:06

Ой, а можно в этот раз не о Зеленском? Признаться, хоть и писал, в том числе и в «Дне» о том, к чему нам с избранием Зеленского стоит готовиться, от нереальности всего происходящего думаю не один я устал. Решил отвлечься, посмотрел последние интервью Дудя, уж очень в частности его разговор с Гуриевым хвалили. Да, в общем-то, из пока еще остающихся сегодня в России топовых блогеров и журналистов, после фильмов о Магадане и Беслане, и правда, самый интересный Юрий Дудь. Ну а его собеседник Сергей Гуриев на сегодня один из крупнейших экономистов России (без кавычек, как в случае с Глазьевым, экономист)... Или, после вынужденной эмиграции, правильно писать «экономист российского происхождения»? В общем, кому будет интересно, тот сам найдет про несколько лет его киевского детства, Российскую экономическую школу, Принстон, Парижскую школу экономических наук, работу в Европейском банке реконструкции и развития (он там работал как признанный в мире экономист, а не по квоте России) в Гугле. Как и о причинах его эмиграции — Сергей Маратович не всегда и не во всем бывает прав, и некогда его угораздило поверить в «Медведевскую оттепель», за что в третий срок Путина он и поплатился.

Да, так я собственно не о Гуриеве. Между прочим, разговор в интервью, в характерной облегченной для неискушенной в большинстве вопросов бытия аудитории «вДудя», шел и об экономической политике Путина. О том, и сейчас я наверняка заработаю шишек, что, ограничься Путин первыми двумя президентскими сроками, несмотря на свои «мочить в сортирах», Чечню, Беслан, Дубровку, «Курск», несмотря на завинчивание свободы слова, даже несмотря на незавершенность проведенных при нем экономических реформ, он вошел бы в историю России как один из величайших реформаторов. — Погодите ругаться, сейчас объясню.

Во-первых, про это «несмотря» (кстати, у Дудя об этом не сказали). Так уж повелось, «величайшие» российские реформаторы обычно должны быть по локоть в крови. Вспомните Грозного, Петра или «вешателя» (за подавление революции 1905—1907 годов — у меня самого двоюродную прабабушку эсерку военно-полевым судом расстреляли) Столыпина. Ну, о Сталине я вообще молчу. Проведенная им модернизация, наверное, из всех нами тут упомянутых единственная завершенная, но только потому, что оплачена она загубленными миллионами жизней. Есть одно исключение — Александр І, не только освободивший крестьян, но и европеизировавший серией реформ эту на середину ХІХ века еще совершенно феодальную страну. Впрочем, именно из-за мирного характера его реформ в «великие реформаторы» в России его записывают разве что либералы.

Так вот, о чем у нас знают меньше, кроме этих «достижений» в кавычках первых двух сроков Путина, были еще и экономические реформы, на порядок более глубокие даже в сравнении с теми, что на данный момент осмелились провести в Украине. И среди этих реформ три закона 2001, 2002 и 2003 года посвящены проблеме, которая последние годы на слуху у каждого гражданина Украины. Соответственно «Земельный кодекс», «О разграничении государственной собственности на землю» и «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» сформировали в России полноценный рынок земли, ограничивший ее покупку разве что одним только иностранцами. И страна, в которой условия для земледелия (если не считать Ставрополье и Кубань) далеко не так благоприятны как в Украине, которая до этого импортировала вплоть до зерна и куриных окорочков буквально все, сегодня превратилась в одного из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции в мире.

В 2018 году в России, где еще в 90-х премьер на полном серьезе говорил, что основная задача правительства «накормить крестьянина», экспорт сельскохозяйственной продукции достиг 25 миллиардов долларов (Украина 18,8), и страна состязается с Украиной и США за призовые места в мировом рейтинге экспортеров зерновых, или подсолнечного масла. При стремительном росте количественных показателей, качество, конечно, еще не то, и мы по инерции продолжаем смеяться над раздавленными гусями и импортозамещением. Но сегодня кривая роста сельскохозяйственного производства в когда-то вечно голодной России благодаря запущенному более полутора десятков лет назад рынку земли устремилась вверх гораздо круче открывшей казалось бы для себя европейские рынки Украины. И мне отчего-то верится, что обещания российских чиновников в ближайшие пять лет увеличить показатели экспорта еще вдвое, это совсем не пустые слова.

Ну а теперь отвлечемся от сказанного Гуриевым, и вспомним, что говорят в связи с намерениями отменить мораторий на продажу земли в Украине те, кто, казалось бы, даже молится на портрет отменившего действовавший в 90-е годы мораторий на продажу земли в России Путина. А Бойко, Медведчук, Рабинович и их подпевалы в один голос твердят, что рынок земли это «закабаление», «рабство» и, что вообще дико слышать от этой публики, «угроза национальному суверенитету Украины»... Переиначивая суворовское, в их версии выходит, что даже в России хорошо, то Украине смерть. Впрочем, думают ли они при этом хоть немного о благе для Украины. — Вопрос риторический.

Как и с возглавлявшейся Медведчуком кампанией против добычи в Украине сланцевых нефти и газа, нынешняя агитация «Оппозиционной платформы — За жизнь» против рынка земли в Украине это часть стратегии Кремля на подрыв украинской экономики, на устранение потенциального конкурента. Развязанная Россией против Украины Гибридная война ведется не только, и даже не столько за умы людей и территории... На кону еще и рынки — нефти и газа, металла, оружия, продукции сельского хозяйства. В своей долгосрочной стратегии замещения финансовых потерь от неминуемого снижения в будущем спроса и, соответственно, мировых цен на основные составляющие российского экспорта углеводороды, Кремль уже сейчас не гнушается никакими средствами. — Не только с рынком земли, но и, к примеру, оккупировав Крым и блокировав Азовское море, а сними и значительную часть украинских экспортных зерновых портов и терминалов. Ну а украинцы, ведомые гамельнскими крысоловами, судя по результатам последнего опроса 73% против, еще долго будут рассуждать, нужен им или нет рынок земли. Пожертвовав, как того и добиваются Путины и Медведчуки, своим будущим благополучием в пользу России.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать