Перейти к основному содержанию

Оскароносный российский допинг

Картина "Икар" американского режиссера Брайана Фогеля признана лучшим документальным фильмом в соответствующей номинации премии «Оскар»
15 марта, 15:05

Режиссер посвятил свою полнометражную двухчасовую ленту экс-главе Московской антидопинговой лаборатории Григорию Родченкову, принимавшему деятельное участие в съемках картины. Американская телекомпания Netflix выложила за прокат фильма 5 млн долларов, что для кинодокументалистики – рекордный показатель. Фогель назвал Родченкова "бесстрашным информатором, который живет сейчас в большой опасности". Свой фильм режиссер охарактеризовал не только как фильм о России, но в еще большей степени – как фильм «о важности говорить правду».

Ну, положим, любовь к правде, непримиримость к использованию допинга и бесстрашие проснулись  у Родченкова только после того, как в течение 10 дней в феврале 2016 года двое руководителей Российского антидопингового агентства (Русада), председатель Исполнительного совета Вячеслав Синев и исполнительный директор Никита Камаев, внезапно умерли при весьма странных обстоятельствах. Тогда Григорий Михайлович понял, что он следующий. И заговорил, осознав, что только в гласности – его спасение. Прежде же, до того, как на допинге, благодаря информаторам WADA супругам Степановым, попались российские легкоатлеты, а Родченков лишился своей должности, он играл важную роль в российской государственной системе допинга, особенно во время зимней Олимпиады в Сочи, где стал главным архитектором победы российских олимпийцев в общекомандном зачете. В России критики фильм «Икар» предпочитают замалчивать, лишь называя его «русофобским», но никаких аргументов против приводимых там фактов не выдвигая.

Между тем, сама по себе история съемок «Икара» достаточно драматична. Британец Брайан Фогель в 2014 году начал снимать фильм о стероидах, используемых в спорте. На это его вдохновила история великого американского велогонщика Лэнса Армстронга, семикратного победителя велогонки «Тур де Франс», которого показания других спортсменов и врачей вынудили в 2013 году, уже после завершения спортивной карьеры, признаться в употреблении допинга. После этого Лэнс был лишен всех наград и рекламных контрактов и низвергнут с пьедестала. И вот Брайан Фогель, сам будучи велогонщиком-любителем, решился на смелый эксперимент: в течение месяца тренировок для участия в гонке Haute Route он собирался принимать допинг, чтобы  затем обойти систему антидопингового контроля и тем самым доказать ее неэффективность. Для консультации по поводу способов нейтрализовать тесты на допинг Фогель обратился к Дону Кетлину, директору антидопинговой лаборатории Олимпийского комитета США. Но тот отказался участвовать в столь сомнительном эксперименте. Зато познакомил Фогеля с тогдашним главой Московской антидопинговой лаборатории Григорием Родченковым, который охотно согласился помочь. Режиссер тогда и не подозревал, что такого рода экспериментами российский врач занимается уже не один год, с немалой выгодой как для себя, так и для Российского государства. После экспериментов с гормональными инъекциями и образцами мочи Родченков и Фогель стали друзьями.

И тут грянул гром – разразился допинговый  скандал с  российскими спортсменами. Когда появилось все больше свидетельств того, что именно Родченков был ключевой фигурой в государственной допинговой программе России, он, всерьез опасаясь за свою жизнь, с помощью Фогеля в ноябре 2015 года бежал в Америку. Так сюжет документального фильма стал действительно детективным, и он удерживает зрителя в напряжении до самого конца. Прежний сюжет с самим Фогелем отошел на второй план, и мы так и не узнали, удалось ли ему обойти допинг-контроль, хотя его работоспособность, как показали предварительные замеры, в результате применения соответствующих препаратов, значительно увеличилась.

В фильме Григорий Михайлович рассказывает, как происходила подмена образцов мочи российских спортсменов, так, чтобы они не были пойманы допинг-офицерами. Свидетельство Родченкова было опубликовано в New York Times и подкреплено предоставленными им электронными таблицами, дисками, собственными рукописными дневниками и электронной перепиской. Эти данные как раз и стали одним из решающих доказательств применения допинга в российском спорте на государственном уровне и способствовали тому, что российским спортсменам на Олимпиаде в Пхёнчане пришлось выступать под нейтральным флагом.

По отзывам зрителей, «рассказывает он очень убедительно, то есть смотришь и начинаешь верить, что действительно так всё и было». Из показаний Родченкова не остается никакого сомнения, что допинг российские олимпийцы принимали с ведома и по указанию Путина, который потребовал от российской сборной любой ценой выиграть общекомандный зачет в Сочи. Вряд ли он предполагал, что цена окажется столь высокой. В результате, как сообщается в фильме, после этого интервью Министерство юстиции США предоставило Родченкову охрану  в рамках программы защиты свидетелей. А адвокат Родченкова Джим Уолден рассказал об угрозе жизни Родченкова со стороны российских силовых структур и о смерти двух его коллег, участвовавших в схемах российского государственного допинга. Название фильма напоминает о герое античного мифа, который слишком близко подлетел к солнцу, оно растопило восковые крылья, и Икар упал в море и утонул. По мысли режиссера, точно также рухнули в бездну российские чемпионы, влекомые блеском медалей, но погубленные разоблачением программы государственного допинга.

Тот факт, что документальный фильм о российском допинге завоевал самую престижную в мире кинопремию «Оскар», свидетельствует, что данная тема остается одной из самых актуальных в мире. Ведь документальный «Оскар» вручают не столько за собственно мастерство, которое в кинодокументалистике достаточно условно, сколько за востребованность и удачную подачу темы. И тема российского государственного допинга, по всей видимости, останется востребованной до тех пор, пока в России не будет официально признано существование государственной программы спортивного допинга, а затем не даны гарантии ее невозобновления. Боюсь, ждать придется долго.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать