От полудня до океана
Перед прошлой субботой нас пугали всеми ужасами, которые только можно придумать: и провокаторами, которые будут учинять беспорядки, и лобовым столкновением митингов на Майдане и на Европейской. О войсках рассказывали, о чрезвычайном положении. По всему выходило, что до обещанного вечернего «Океану Ельзи» в классическом составе музыкантов мы просто не доживем.
Но в субботу с самого утра впервые за несколько недель светит солнце, а перед сценой несколько тысяч людей делают зарядку под руководством двух весьма энергичных ведущих. Мир, здоровье, благодать. Гуляю по Майдану, фотографирую новые плакаты и картинки — на стене торгового центра «Глобус» за стелой Независимости образовалась уже целая арт-галерея под открытым небом. Плакаты — по всему центру — безостановочный чемпионат остроумия. «Азірова на свілку істерії», или «Будь обережним! У ворога таємна зброя!» — группа «беркутов» пытается снести баррикаду, используя Януковича как таран, или «2014. Свято наближається» — новогодний календарь с Азаровым и Януковичем за решеткой; и много другого, на что можно потратить неизвестно сколько страниц.
С друзьями-телевизионщиками направляемся на Европейскую площадь. Она отгорожена от Майдана автобусами и кордонами милиции. Журналистов пропускают. Людей много, но явно не 200 тысяч. По-моему, едва наберется 50.
УЛИЧНЫЕ МУЗЫКАНТЫ ЗАДАЮТ РИТМ
Прибывшие со стороны Мариинского парка, не задерживаясь, скрываются в тех нескольких ресторанах, которые очутились на огражденной территории, — вливаются туда непрерывными потоками, явно не склонны митинговать никоим образом. Самое сильное впечатление — небольшие группы мужчин средних лет, бедно и не очень тепло одетых, с растерянными, даже несчастными лицами — молча стоят, не принимая ни в чем участия. Никакие не титушки, а обычные работяги, у которых отобрали выходной, распихали по автобусам и привезли изображать энтузиазм на даром им не нужном сборище. Вот их, вот этот народ, Янукович, Азаров и Клюев не видят — и видеть не хотят.
На сцене выступает елейная Анна Герман. Обратив внимание на камеру, к нам подходит женщина из Житомира, с флагом «регионов» на плечах, сурово приказывает показывать правду. Основные претензии — ненавистная Юля и чего они все там на Майдане стоят, а не работают. Горячо обсуждаем текущий момент и приходим к согласию в том, что паны дерутся, а у холопов чубы трещат, что чиновники крадут и нужно что-то с этим делать и вообще удачи всем нам.
АНТИМАЙДАНУ — ОТ ЕВРОМАЙДАНА
Между тем часть манифестантов с Евромайдана просачиваются на строительную площадку рядом с гостиницей «Днепр» и переругиваются со сторонниками регионалов через забор и милицейский кордон. Одни скандируют «Приєднуйтесь до нас» и «Схід і Захід разом», другие отвечают, что в Европе однополые браки. Вся стычка — на фоне огромной зловещей физиономии с рекламного плаката фильма «Вий». Вдруг евромайдановцы начинают петь Гимн Украины, регионалы совершенно искренне, положив руку на сердце, подхватывают. Закончили, поаплодировали друг и другу и опять — спорить. Милые бранятся — только тешатся.
Времени достаточно, еду на Лукьяновку за книгой, которую заказал в Сети еще два месяца назад. В офисе дежурит веселая девушка в тельняшке. Оказывается, у них весь офис на Майдане посменно. В метро открываю книгу и первое, на что натыкаюсь — цитата из Мальро: «Театр несерьезен. Серьезна коррида».
***
Вечером над городом — почти полная луна. Вакарчук появляется с опозданием почти на час, посвящает выступление избитым студентам, всем незаконно задержанным и всем, кто борется за правду.
Они играют свой знаменитый репертуар. Слушаю и еще раз понимаю, что это все-таки не моя музыка, не моя группа — хоть в старом составе, хоть в новом. Но это не имеет значения. Я стою немного в стороне, около вагончика «Спільнобачення», рядом с лестницей. ведущей к Октябрьскому дворцу, и мне хорошо видно, как Майдан загорается мириадами фонариков в конце концерта.
Один из этих огоньков — мой.
Я — капля в теплом океане.
Мы победим.
Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, фото Николая ТИМЧЕНКО,«День»