От Владимира до Владимира
«19.06—25.06.2015»В средневековье как оно было. Приличный человек был правитель, ну, или сделал хоть раз что-то полезное? — После смерти его определяли в святые, — разбирали по косточкам в церкви и монастыри по всей стране, и молились в его честь раз в год. Но вот, закончилось мрачное средневековье, и люди Возрождения вспомнили древние греческие да римские традиции, — снова стали памятники ставить. А дело, надо сказать, затратное, а подчас и ведущее к разного рода конфузам и неприятностям. Например, если кого из исторических правителей нужно было между несколькими странами поделить. Мощи оно как, — одна правая рука, скажем, в Италии, вторая в Германии, третья правая рука во Франции, а уж мелких косточек так по местным церквям вообще не счесть. И каждый считает, что в соседнем государстве мощи не настоящие, и спорить значит не о чем. А вот с памятником совсем иначе.
• Вот, к примеру, в этом году 1000 лет со смерти Владимира Великого. Человек достойный, не только тем, что государство Русь основал, и Киев без единой высотки и торгово-офисного центра в зоне охраны ЮНЕСКО построил, но еще и тем, что по его решению Русь христианской страной стала, а значит все православные церкви в Украине, Беларуси и даже в России от него историю свою ведут. В Киеве-то, на родине юбиляра, памятник еще с 1853 года стоит, а вот за границей, — ну там Лондон, ну там Брисбен... В общем, скромно, даже по сравнению с поэтом Тарасом Шевченко, который даром что не князь, так и жил, нужно признать, совсем уж неприлично сравнительно недавно. Раз такое дело, тысяча лет ведь не шутка, решили в честь Владимира новые памятники за границей ставить. Один в Польше, в Гданьске, уже с 23 мая стоит. Второй в России, в Москве, только собираются 4 ноября открывать. И, нужно честно сказать, вокруг второго из этих памятников такая чехарда завертелась, что даже появились мысли, что сам покойный князь к этому памятнику как бы совсем ни при чем, а ставят его совсем с другими целями, а кто-то даже пошутил, что и совсем другому человеку, только с тем же именем. В общем, в прошлый вторник Украинский институт национальной памяти в Национальном музее истории Украины собрал вашего покорного слугу с политологом Алексеем Гаранем на диспут, чтобы попробовать понять, что за странные вещи вокруг тысячелетия со дня смерти Владимира творятся. Вот по материалам своего выступления я и написал эту колонку, а что в слегка юмористическом ключе, так не обессудьте, потому как жанр моей колонки в газете «День» сатирический, да и человек я такой, — если пару шуток не вставлю, к середине текста засыпаю...
Да, так возвращаясь к нашим памятникам... В Польше оно все прошло скучно и, как говорят нынче в России, бездуховно. И памятник скромненький, и геополитического содержания почти никакого. — Даже байкеров на открытие не позвали. Зато в России все иначе. Дело в том, что президент их, тезка юбиляра, большой любитель истории. Молодые историки, которых он прошлой осенью поговорить собирал, этому не нарадуются. А вот старые призадумались. — Это оттого что молодые кроме Путина никого и не видели, — за 15 лет с ним одним и выросли, а вот старики помнят другого любителя истории, равно как и знатока филологии и даже генетики, который хоть и курил, как и я, трубку, но шутил не на страницах украинской газеты «День», а на первой странице советской газеты «Правда». Ну да, и вы о нем слышали, — он, как это у нас сейчас принято, был грузин, но тогда, когда это еще не было модно.
• Больше чем историю президент-тезка любит всякие юбилеи. Правда, не он их придумал отмечать, а еще в средневековье Папы, чтоб с доверчивых средневековых туристов-паломников казну себе пополнять. А деньги, как известно, двигатель политики, выходит, что юбилеи как бы ее заправка. Сейчас вон тоже какие мастера превращать политический капитал в финансовый. Встретились как-то, недавно совсем, два года назад, в Киеве два таких мастера, — российский президент с украинским (Виктор Янукович, — должны помнить, видный был мужчина) на праздновании 1025-летия принятия христианства. Возложили венки к памятнику Владимиру, там, где он Русь крестил. Поговорили, каждый о своем. Владимир-президент было рассказал что Киев это общая купель христианства для обоих народов, — украинского и российского, да видно крепко задумался он тогда, на памятник Владимиру глядючи.
Едва он приехал домой с того юбилея, как через три дня подписал указ готовиться к новому. И чтоб уже с Украиной, значит, не то что не делить, но кроме самого Владимира и все, что с именем его связано, у Украины отобрать. Начал с украинского президента, — тот первый сперва в Крым сбежал, а потом и в Россию. В качестве приданого, так получилось, он с собой Крым привез, где Владимир-князь крестился. И, как оказалось, не только Крым. Когда в мае прошлого года российский президент выступал в отобранном у Украины Крыму, он купелью христианства уже не Киев, как в 2013-м, а Севастополь —Херсонес назвал. Вот и выходит, что купель ту наш беглый президент Путину из Киева в чемодане вывез, — даже золотой батон не взял, потому как из-за купели места не хватило... В общем, взял Владимир-президент Крым, купель с Януковичем в придачу, и принялся памятник Владимиру в Москве строить, чтоб не просто больше киевского, но такой, чтоб о киевском после этого никто и не вспомнил. Решили его поставить на Воробьевых горах, — лицом к Кремлю и стадиону, значится, а спиной к университету, чтоб всякий ученый червь знал свое место, и со всякими летописями в политику не встревал.
• Ну, вы поняли уже, что памятник тот не простой, а со смыслом. Сверху там огромный Владимир с крестом, а на постаменте барельефы, — Владимир крестится сам в Херсонесе, Владимир крестит Русь в Киеве, а потом еще один барельеф, святых князей-собирателей земли русской. Не Руси, а России, значит. Это как бы одной ногой тот Владимир в Крыму стоит, другой — в Киеве, а третьей — в Москве... — Про третью ногу это не шутка. Всякий раз как политики начинают историю переписывать, киевским князьям московскую прописку оформлять, так сразу у них и третья, и четвертая нога вырастает. Об этом еще Карло Коллоди сказку когда-то написал. — Там у деревянного мальчика, как только он начинал врать, сразу длинный нос вырастал. Помните? В политике та же история.
Да, так о «собирателях». Кроме Владимира там помещены еще Андрей Боголюбский, Александр Невский, Даниил Московский и Дмитрий Донской. Когда при царе Александре ІІ к «тысячелетию России» памятник открывали, так на него и Ольгу, бабку Владимира, которая первая христианство приняла, поместили, и Ярослава Мудрого, Даниила Галицкого с Константином Острожским. Витовта с Кейстутом. Марфу, посадницу новгородскую, Михаилов — святых тверских и черниговского князей. — Всех тогда взяли, — и кто Москву строил, и кто Холм, Новгород, Тверь... Романовы почти все земли Руси правдами и неправдами действительно собрали, но наследство Руси, наследство Владимира, считали общим. Именно тогда российские историки вместо одной Руси придумали Русь Киевскую, Русь Галицкую, Русь Московскую, и даже Русь Литовскую, — не жалко, себе возьмем, и вам останется.
• А вот при Путине с памятником на очередное тысячелетие как получилось. — Ярослава Мудрого, даром что святой, не взяли, потому что мудрость сейчас не в чести. Ивана Калиту, кто маленькое Московское княжество в Великое превратил, большую часть Залесья собрав, не взяли, потому что калита это кошель, мошна. — Иван Калита деньги из ордынского выхода себе присваивал, за то и прозван был. Помести его на памятник, конфуз может выйти, — прямой намек на действующего ныне российского властителя. Ну а все эти новгородские, тверские, черниговские святые... — лишние они. Помните, когда-то в начале 90-х, на первой волне наивного патриотизма, у нас книгу издали «От Кия до Кравчука»? Вот так и сегодня меряют путинскую Россию. — Еще в марте на юбилей аннексии Крыма к Кремлю вышли активисты с плакатами «Русь от Владимира до Владимира». В сегодняшней России нет места старому мифу о Киевской, Литовской, Галицкой Руси. Есть только одна Русь — Московская, и есть ее правитель, — вечный Владимир, который снова, как и тысячу лет назад, снова делает исторический выбор. Правда, тогда он дикости предпочел цивилизацию, а сегодня наоборот, — отгораживается от цивилизованного мира стеной, чтобы уберечь самобытную дикость. Ну да, это ведь его, правителя, право, — он и тысячу лет назад не спрашивал, хочет ли кто крест принять. А 89% поддержки ему не силой меча, так силой телевизора всегда припишут.
Вот такая история. А вы говорите, просто памятник.