Пилите, Марго, пилите…
На чем зарабатывает «железная леди» российской телепропагандыФонд борьбы с коррупцией Алексея Навального добрался до одного из главных кремлевских пропагандистов Маргариты Симоньян, главного редактора телеканала Russia Today, а также агентства «Россия сегодня» и агентства «Спутник» и ее супруга режиссера Тиграна Кеосояна, который ведет на НТВ программу «Международной пилорамой» (https://parasites.navalny.com/). Как оказалось, эта программа вполне оправдывает свое название, а ее создатели – непревзойденные мастера распила. На ее примере хорошо видно, как финансируют кремлевских пропагандистов, помимо официальных зарплат и гонораров, используя средства налогоплательщиков. И через «Международную пилораму» успешно «пилит» государственные средства «сладкая парочка» Маргариты и Тиграна. Последний давно уже находится в тени своей жены, которая является в семье главным добытчиком (годовой бюджет Russia Today – 20 млрд. рублей).
«Международная пилорама» - прямо скажем, программа лишь чуть-чуть выше плинтуса, которую мало кто смотрит, хотя и идет она в субботний прайм-тайм и отличается всепоглощающей любовью к Путину и убогими шутками по адресу других мировых лидеров, которых Путин кладет на обе лопатки. В чем ему усердно помогает верный Сергей Шойгу. Имя Путина употребляется в среднем 21 раз за передачу, а название «Украина» - в среднем 8 раз. Но если посмотреть на суммы, которые зарабатываются с помощью «Международной пилорамы», можно подумать, что рейтинги этого вечернего шоу о мировых событиях бьют все рекорды, а Маргарита с Тиграном – самые высокооплачиваемые шоумены российского телевидения, легко заткнувшие за пояс Малахова с Познером и Петросяна со Степаненко.
Телеканал НТВ, входящий в группу «Газпром-Медиа» и де-факто являющийся государственным, закупает «Международную пилораму» у семейной студии Тиграна Кеосаяна «Голд Вижн», оформленной на его брата Давида. Но на производство «Международной пилорамы» супруги практически ничего не тратят. Студия передачи и почти все оборудование взяты бесплатно у государственного телеканала Russia Today. Как выяснил ФБК, над созданием «Международной пилорамы» еженедельно трудится десяток сотрудников Russia Today, и почти никто из них дополнительной оплаты от студии «Голд Вижн» не получает. Телеканал же RT получает от студии «Голд Вижн» в среднем 370 000 рублей за выпуск. По сравнению с реальной стоимостью аренды студии, оборудования и стоимостью работы сотрудников RT эта сумма выглядит чисто символической. А вот канал НТВ платит студии «Голд Вижн» весомые 3,4 миллиона рублей за выпуск «Международной пилорамы», что дает в год около 120 млн. рублей. Из них Маргарите с Тиграном приходится тратить сущие пустяки – на достаточно непритязательный авторский коллектив и на примитивный монтаж.
А вот «Аэрофлот» за размещение рекламной информации в передачах «Международная пилорама» и в англоязычном шоу Politicking Ларри Кинга, транслируемом на Russia Today, в 2017-2020 годах заплатил аж 1034 млн. рублей! И мало того, что «Международную пилораму» никто не смотрит. У Politicking, который выходит только в Америке, дела обстоят еще печальнее. Менее трех тысяч просмотров на канале RTAmerica, имеющем более чем миллионом подписчиков, – это полный провал. «Аэрофлот» все 4 года заключал контракты с одним и тем же рекламным агентством «Инвенто», карманным рекламным агентством Маргариты Симоньян, записанным на находящуюся в декретном отпуске девушку из Троицка. Контактным же лицом «Инвенто» в договоре с «Аэрофлотом» выступает бывшая сотрудница Russia Today Анастасия Лыкина. А на кабриолете Mercedes-AMG S 63 за 11 млн. рублей, принадлежащем «Инвенто», раскатывают только Тигран и Марго, и никто другой. «Инвенто» ежемесячно получают платежи по госконтракту от «Аэрофлота, платит за размещение рекламы на НТВ и Russia Today, а разницу оставляют себе. Из 213 миллионов за размещение рекламы в «Пилораме» и шоу Ларри Кинга, заплаченных «Аэрофлотом» в 2018 году. Фактические расходы агентства на размещение рекламных роликов «Аэрофлота» составили 54 миллиона за НТВ (через компанию, которая продает рекламу на крупнейших российских телеканалах, «Национальный рекламный альянс») и 35 миллионов за шоу Ларри Кинга на Russia Today. В распоряжении агентства осталось 124 млн. рублей. А в 2019 году из полученных «Аэрофлотом» 228 млн. рублей «Инвенто» оставила себе 139 млн. руб. Так что порядка 60% от уплаченных сумм идут Симоньян. Ролики и даже баннеры для видео «Аэрофлот» делает сам, что избавляет «сладкую парочку» от дополнительных расходов. За 4 года, по оценке ФБК, «Ивенто» заработала на «Аэрофлоте» около 657 млн. долларов, хотя при желании принадлежащий государству авиаперевозчик мог бы купить ту же рекламу напрямую за 256 млн. рублей.
361 млн. из аэрофлотовских денег уходит в студию «Голд Вижн». Таким образом, получается, что «Пилорама» становится поистине золотой. За каждый выпуск этой передачи фактически платят дважды – «Аэрофлот» (3,2 млн. рублей) и НТВ (3,4 млн. рублей). Бюджет передачи получается заоблачный. Только вот актеры и сценаристы получают копейки – по 10-15 тыс. рублей за выпуск. Не балует их «сладкая парочка». Зато себя не обижает. 74 миллиона рублей в год в качестве ведущего «Пилорамы» получает Тигран Кеосоян. А вот Маргарита Симоньян зарабатывает в этой передаче даже больше обожаемого супруга – 77 млн. рублей в год, поскольку является художественным руководителем шоу. Еще 9 млн. зарабатывает владелец студии и родной брат Тиграна – Давид. Еще почти 7 млн. рублей за два года заработала жена сына Давида, Эдмонда Кеосаяна, Юнона Глотова — исполнительный продюсер «Международной пилорамы». А в «Инвенто» зарабатывает свои 11 млн. рублей сестра Маргариты, Алиса Симоньян. По расчетам Навального, только в 2017-2020 годах Марго и Тигран заработают на «Пилораме» 640 млн. рублей.
Но этого мало. Оказывается, «Аэрофлот» платит «Инвенто» не только за «Пилораму», но еще и за рекламу в новостях – это еще 398 млн. рублей за 2017-2019 годы. Заодно «Инвенто» размещает заказные сюжеты про «Аэрофлот» и на телеканале «Россия» (ВГТРК) – через «Центр политических стратегий», ранее принадлежавший первому заместителю директора ВГТРК, ведущему и главе дирекции программы «Вести»Андрею Кондрашову, который с Симоньян в дружеских отношениях. В год этой фирме перечисляется более 80 млн. рублей.
А еще есть рекламные агентства «МАРСКЕОС» и «КОЛИЗЕУМ». Первое, хотя и оформлено на подставное лицо, фактически принадлежит Марго и Тиграну, что бесхитростно зашифровано в названии, а второе – одному Тиграну Кеосаяну. В этот последний, например, попали 209 млн. рублей от АНО «Оргкомитет «Россия-2018» - оргкомитет чемпионата мира по футболу за во многом мифические пиар-услуги. Шапки болельщиков к чемпионату «Колизеум» закупил аж на 290 000 рублей. А заодно купил Маргарите Cadillac Escalade. На нем она каждый день ездит на работу с водителем, одновременно сдавая его в аренду своему же каналу. Еще «Колизеуму» 70,5 млн. рублей заплатил олигарх Виктор Вексельберг и 50 млн. – фонд «Сколково».А вот главный и единственный клиент «МАРСКЕОСа» - благотворительный фонд ФСБ России с громким названием БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАНСКИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКИХ ЛИЦ «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАКОННОСТЬ», целью которого является оказывать поддержку ветеранам, а также членам семей сотрудников, которые погибли, защищая соотечественников от террористических и иных угроз. Все это выражается в издании журнала ««ФСБ: за и против», хостинг сайта Общественного совета при ФСБ и на некие денежные пожертвования. Кроме того, не указывая это в финансовой отчетности, каждый месяц с января 2018 года этот фонд ФСБ платит 8,3 млн. рублей за «непрерывное пиар-сопровождение деятельности МВД РФ». Данное обстоятельство как будто опровергает традиционное представление о давней вражде и противостоянии МВД и ФСБ. Поэтому в одном из своих твиттов Симоньян назвала министра внутренних дел Владимира Колокольцева человеком который «помогает нам спасать людей». Это в то время, когда полицейские доказывали в московских судах, какие неизъяснимые страдания они испытывают от попавших в них пластиковых стаканчиков.
Что интересно, «Колизеум» и «МАРСКЕОС» платили зарплату в сумме 3,1 млн. рублей младшему сыну первого заместителя главы администрации президента Алексея Громова, который курирует все российское телевидение. В общей сложности в этих двух рекламных агентствах Маргарита Симоньян и Тигран Кеосаян заработали еще 57 миллионов рублей, а Алиса Симоньян – 47 миллионов. Еще супруги обогащаются за счет аудиторской конторы «Корсаков и Партнеры» и фирмы по работе с персоналом «Кадровый центр, Проф Персонал Ресурс», где Марго и Тигран заработали по 48 млн. рублей, а Алиса – только 19 миллионов.
В сумме же Марго и Тигран заработали не менее 720 миллионов рублей за три года, не считая 2020-го, который только начался. Это без учета зарплаты и иных доходов Симоньян в Russia Today и связанных с ним структурах. Что ж, вранье во славу государства и Путина стоит дорого. Думаю, отец Тиграна, действительно выдающийся режиссер Эдмонд Кеосаян, за свою культовую трилогию о «неуловимых» и близко к этой сумме, в сопоставимых ценах, не получал.