Почему философию необходимо изучать в школе
В каком возрасте начинать заниматься философией? Философия не знает возрастных и профессиональных ограничений. Аристотель стал учеником платоновской Академии в 17 лет. Однако выдающийся философ-неоплатоник Плотин нашел своего учителя Аммония и начал под его руководством философские исследования почти тридцатилетним зрелым мужчиной. В ХIII веке на факультете искусств (базовом факультете для средневекового университетского образования, на котором собственно и преподавалась философия) обучались юноши в возрасте от 15-16 лет. Например, Фома Аквинский начал свое обучение в Неаполитанском университете в 15-летнем возрасте (где ему пришлось читать естественно-философские произведения Аристотеля).
Арман Жан дю Плесси (будущий кардинал Ришелье), поступив в
9 лет в Наваррский колледж, на третьем, философском, цикле обучения читал и комментировал сочинения Аристотеля в оригинале, когда ему было примерно 13-14 лет. Гегель изучал «Критику чистого разума» Канта в неполные 19 лет, а основатель американского прагматизма Чарльз Пирс начал изучать это произведение в 16-летнем возрасте. Причем Пирс читал «Критику чистого разума» более трех лет по два часа ежедневно и два года подряд ежедневно подолгу обсуждал идеи Канта со своим отцом (выдающимся математиком и последователем философии Джона Стюарта Милля). Кто читал «Метафизику» Аристотеля или «Критику чистого разума» Канта, тот лучше поймет, что значит читать эти произведения в таком раннем возрасте.
Уже трехлетний ребенок задает взрослым философские вопросы (часто в форме «почему?»). Но сознательное отношение к философским проблемам возникает уже в подростковом возрасте, в 13-15 лет. Чаще всего стимулом для постановки первых философских вопросов становится художественная литература (лучшие ее образцы), фильмы и, конечно, собственный жизненный опыт.
Необходимость преподавания философии в школе.
5 декабря 2015 года я был членом комиссии II Всеукраинской олимпиады школьников по философии, которая проводилась при содействии Малой академии наук. Задача членов комиссии состояла в том, чтобы внимательно прочитать и оценить философские эссе школьников 8-11 классов. Читая эти эссе я убедился, что примеры из голливудских блокбастеров значительно преобладают по сравнению с примерами из художественной литературы. Вторым, даже главным фактором формирования философского интереса (и источником вдохновения творческих работ), был личный опыт -- опыт первой любви и дружбы, опыт измены и страдания, попытки понять свое место в мире и свое призвание.
В тот день мне понравились многие эссе. Но чего-то мне явно не хватало в большинстве работ. Чего именно? Попробую сформулировать свой ответ таким образом. Известно, что восприятие информации телезрителями (сюда можно добавить и видеоролики в YouTube и другие видеоматериалы) и читателями имеет существенные различия. Восприятие печатного слова активизирует те участки мозга, которые отвечают и за логическое, и за образное мышление. Когда мы читаем «Остров сокровищ», «Детей капитана Гранта», части романа «Властелин колец» (The Lord of the Rings) или цикл романов «Песнь льда и пламени» (A Song of Ice and Fire), мы внимательно следим за сюжетом, выстраиваем логические связи между различными частями повествования и активно реконструируем реальности, описываемые в этих текстах. Читатель книги является настоящим соавтором, он сам становится полноправным участником событий. Участки головного мозга, отвечающие за процесс мышления, постоянно активизируются во время чтения.
Совсем по-другому воспринимается визуальная информация. Как отмечает Альберт Гор в своей книге «Атака на разум», «примитивная четкость телевизионных образов стимулирует инстинктивную реакцию, подобно реакции, вызванной реальностью самой по себе -- без применения логики, разума и рефлексии». Телевидение (как и разнообразные формы видеоинформации) предлагает уже завершенное, сформированное представление о реальности. Так же экранизация упомянутых выше романов, какой бы качественной она не была, не только упрощает замысел авторов и сюжетные линии (превращая все в привлекательный «экшн»), но и предлагает определенную интерпретацию литературных произведений.
Я ни в коей мере не выступаю против экранизаций классики, против искусства кино, против компьютерных игр или против видео-лекций. Наоборот, я осознаю их полезность и сам в учебных целях советую своим слушателям различные видеоматериалы. Мне здесь речь идет о другом, а именно о формировании важных компетенций, востребованных сегодня и в ближайшем будущем.
Школа и университет должны формировать такие важные в ближайшем будущем компетенции, как аналитическое и творческое мышление, умение аргументировать и находить правильные решения. Для этого особое внимание следует уделять трем, на первый взгляд простым и понятным, навыкам: (1) медленному и вдумчивому чтению, (2) умению выражать свои мысли в письменной форме (в форме эссе) и (3) умению аргументировано излагать и обосновывать собственную позицию (в докладах, дискуссиях и дебатах). Для развития этих компетенций лучше всего помогают качественная литература и философия (можно сюда добавить кроме литературы и другие искусства).
Современная украинская школа, к сожалению, мало обращает внимания на литературу (несмотря на существование такого предмета, который чаще всего все сводится к механической передаче какой-либо элементарной информации) и полностью пренебрегает философией. Однако в гимназиях и лицеях Франции, Германии, Австрии и Италии философия излагается два или три года (иногда достаточно углубленно). В возрасте, когда происходит формирование личности, философия могла бы не только способствовать развитию этих трех компетенций, но кроме этого помочь лучше понять те «экзистенциальные» вопросы, которые в это время волнуют молодых людей. Ведь философия развивает главное умение -- задавать вопросы, в первую очередь -- самим себе. Остается только надеяться на положительные изменения ...
Украинская философская традиция достаточно молодая. У нас еще не так много переводов классических философских произведений, у нас еще не так много философских достижений. Однако это не является каким-то недостатком либо же пороком. Напротив, это дает нам большие шансы подключитья к общемировой интеллектуальной работе и сказать свое весомое слово. Хочется верить, что это слово будет сказано в скором времени. Возможно теми, кто именно сейчас оканчивает середнюю школу. А может быть теми, кто только идет в школу.