Почему Украина — источник дешевой рабочей силы?
Как сообщает официальный сайт Пенсионного фонда Украины, показатель средней зарплаты (дохода) на одно застрахованное лицо, который будет применяться для назначения пенсий за 2015 год, составляет 3661 гривню 41 копейку. В мае 2016 года этот показатель вырос до 4370 гривень 92 копеек.
Среднемесячная заработная плата в Украине, по официальным данным государственной службы статистики, за январь-июнь 2016 года составляет 4838 грн, за июнь средняя зарплата достигла отметки 5337 грн.
Это — реалии нашей жизни. Как является реалиями и то, что определить действительную сумму среднего заработка украинцев практически невозможно, поскольку более половины экономики страны находится в «тени».
О такой ситуации, как и о том, что необходимо зарплаты делать «белыми», а экономику выводить из «тени», разговор на всех уровнях — от экспертных до властных — в Украине идет вот уже четверть века. О намерениях преодолеть эти барьеры на пути к зажиточной жизни рядового гражданина кто только не говорил за эти годы — президенты и премьеры, чиновники и политики, общественные деятели и журналисты. Однако на практике все оказалось гораздо сложнее, потому что процедуры — теневые, регламенты — старые, а наследственная ответственность не стала системным показателем госуправления. Проблема так и остается нерешенной. Одной из причин такого состояния, которое продолжается на протяжении двадцати пяти лет, является банальная незаинтересованность в выведении на «свет» реальных доходов со стороны чиновников и так называемого промышленно-финансового олигархата.
В начале 90-х годов прошлого века, пока значительная часть украинского общества находилась в политической эйфории от обретения независимости Украины, потенциальных перспектив, которые открывались перед украинцами, бывшие коммпартийно-номенклатурные чиновники использовали все имеющиеся возможности для укрепления власти и состояний в новых условиях. Впоследствии к ним присоединились представители преступного мира, и страна перешла к перманентному состоянию организационных катастроф, общественных потрясений и повсеместной борьбы за физиологическое выживание. Этап первоначального накопления капитала стартовал с элементарных монетарно-банковских грабежей, бандитских разборок и массовой непрозрачной приватизации и постепенного приобрел «цивилизованные» формы, когда рейдерство или иной способ «отжима» собственности перешел преимущественно в юридически-правовую плоскость процедурно-регламентных форматов уже нового законодательства. К сожалению, двадцать пять лет для украинских бюрократов и бандитов (ныне нередко уважаемых и почитаемых лиц) оказались недостаточным сроком для удовлетворения первичных потребностей в накоплении капиталов. Поэтому данный процесс, как ни прискорбно, продолжается уже в новых общественно-экономических условиях, что приводит к достаточно весомой потери доверия граждан и геостратегического авторитета государства на международной арене.
Поэтому вполне понятно, что за прошедшие годы даже теоретическое системное публичное обсуждение проблемы относительно ценовой дифференциации физического и интеллектуального труда и, соответственно, финансовой градации квалифицированного и неквалифицированного труда не считалось первоочередной задачей правительств, партий или конкретных высокопоставленных лиц. Однако именно это отсутствие пропорционального соотношения оценки и размеров заработной платы и привело, с одной стороны, к грубому отношению работодателей (независимо от того, частный это сектор или государственный) к работникам, а с другой — к отсутствию настоящей рыночной конкуренции на рынке труда. Совокупность этих (не говоря уже о других) факторов привела к созданию преимущественно нелегального рынка сверхдешевой рабочей силы в Украине.
Если к этому добавить популизм политических сил и их лидеров, которые постоянно обещают украинцам очередные льготы и другие формы социальной защиты, не имеющие ни экономического, ни социального основания, и подменяют реформы, которые должны проводиться именно этими лицами, становится понятным, что страна все это время двигалась в обратном от правильного направлении. Мы продолжаем копаться в нескольких десятках (более пятидесяти) законов и множестве (более ста) подзаконных актов, регулирующих льготы и социальные выплаты, а по сути лишь наращивающих патерналистские настроения у населения.
И даже агрессия путинской России и вопиющая необходимость кардинальных изменений в социально-экономической жизни не смогла убедить нынешних власть предержащих в необходимости решительной и кардинальной модернизации всех уровней нынешней жизни. Вместо этого — очередная порция патернализма в виде субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Сегодня мы наблюдаем все большее расхождение в требованиях к власти со стороны общества относительно перезагрузки отношений — с иерархической вертикали к взаимовыгодному партнерству — и несоответствие и невозможность со стороны власти адекватно и эффективно отвечать на вызовы современности, где главным является своевременная реакция на резкие изменения в политической, экономической, социальной и других сферах повседневной жизни.
Пожалуй, именно этим можно объяснить резко негативное восприятие в украинском обществе достаточно правильного тезиса Президента Украины Петра Порошенко, который он озвучил во время визита в Индонезию, касательно наличия в Украине дешевой и квалифицированной рабочей силы. Мы действительно являемся дешевой, даже для стран азиатского региона, рабочей силой. Но проблема заключается даже не в этом. А в том, что президент заявляет это на международном уровне как позитив, определенное условие для сотрудничества и даже синергетического объединения стран.
Это априори неверное восприятие реалий Майданной Украины, с одной стороны, и нежелание что-либо в этом плане в корне менять, с другой. Ведь только тогда мы можем перестать быть дешевой рабочей силой, когда такое положение с интеллектуально-квалификационным потенциалом населения станет головной болью руководителей государства, и они все сделают, чтобы такая классификация исчезла из международного дискурса, который затрагивает все слои населения Украины.