Последний город Центрально-Восточной Европы
Впервые после распада СССР новейшая украинская литература в системном срезе была представлена азербайджанскому читателю. Произведения почти 30 авторов появились под обложкой азербайджанского журнала «Мировая литература» (главный редактор — Сейфеддин Гусейнли). Среди авторов — хорошие поэты и прозаики, такие как Мария Матиос, Юрий Андрухович, Ярослав Мельник, Борис Олийнык, Любовь Голота, Оксана Пахлевская, Марианна Кияновская, Сергей Грабар, Михаил Слабошпицкий, Юрий Буряк, Игорь Павлюк, Леся Мудрак, Дмитрий Чистяк и др. Еще раньше, в конце декабря 2014, украинский журнал мировой литературы «Всесвіт» напечатал специальный выпуск, посвященный современной литературе Азербайджана.
Вокруг восприятия Азербайджана есть немало стереотипов, порожденных нашим незнанием внутренней ситуации в стране. Прежде всего это связано с представлением о политическом устройстве. Возможно, и можно согласиться с мнением, что эта страна по форме правления — «просветительская монархия», однако обязательно нужно отметить, что эта монархия — со значительным демократическим вектором. Не знаю, насколько правомерно и уместно вообще накладывать западные государственные модели на восточные страны. Однако сегодня реально видишь, что модель управления, сформированная в этой стране, работает. Баку — европейский город с прекрасной архитектурой; город, который стремительно развивается и открыт для мировых тенденций. Международный гуманитарный форум, который ежегодно проходит в Баку — свидетельство открытости страны, приглашает к себе несколько десятков нобелевских лауреатов, ведущих политиков и лидеров мысли со всего мира. Баку успешно провели «Евровидение», а сейчас проходит подготовка к летней Олимпиаде-2015, которая впервые состоится не в европейской стране. Азербайджан — страна, в которой формируется интересная в политическом плане модель управления, которая хранит свои традиции и культуру, одновременно стремясь открыться миру, чтобы показать, что Азербайджан — не Чужой, а Другой. Значительные средства вкладываются в развитие культуры и социальной инфраструктуры в Азербайджане. И даже формально небольшой межкультурный проект — издание журнала украинской литературы — уже это подтверждает.
Во время участия в Литературных встречах по случаю выхода журнала мы постоянно слышали тезис о том, что Азербайджан — стратегический партнер Украины.
Анализируя международную политику этой страны, нужно разобраться в той боли, которую пережил Азербайджан во время войны в начале 1990-х. И, на чем сходились азербайджанские коллеги, если бы не инсинуации из Кремля, то проблему можно было решить. Сегодня Азербайджан готов и хочет поддержать Украину. Президент И. Алиев был одним из первых, кто на заседании Совбеза ООН назвал захват Крыма откровенной агрессией со стороны РФ. Азербайджан голосовал за территориальную целостность Украины.
Так, на последнем заседании ПАСЕ Азербайджан не поддержал голосование по санкциям против РФ, но надо понимать, что политика — очень непростая вещь и часто она является злом. По моему мнению, политика — это априори зло. Европа не поддержала Азербайджана в карабахском вопросе, а руководство этой страны не хочет, чтобы завтра «зеленые человечки» забрали еще несколько регионов, чтобы завтра в Азербайджан вошли российские танки. Путин готов на все ради достижения своих маниакальных желаний.
Однако во время встречи членов украинской делегации с представителями Парламента РА и Министром культуры и туризма А. Караевым не раз можно было услышать, что Азербайджан — с Украиной и готов предоставить оружие против врага, если в этом будет необходимость. Об этом говорил и господин Министр, блестящий знаток своего дела и человек глобального мышления. Он готов поддержать украинские художественные проекты, способствуя восстановлению разрушенных восточных регионов и налаживая эффективное межкультурное сотрудничество.
А. Караев передал членам украинского парламента Закон о культуре, принятый в Азербайджане, чтобы аналогичный закон функционировал и в Украине.
О важности уничтожения имперского мышления говорил и Анар (Анар Расул оглы Рзаев), председатель Союза писателей Азербайджана, один из крупнейших писателей этой страны. Вскоре в Украине в издательстве «Ярославів Вал» будет издан украинский перевод романа «Чорний овен, білий овен». Любовь к русской литературе — это одно, но восстания против колониализма и агрессивного шовинизма — другое, и эти две вещи могут сосуществовать в сознании современного человека, который понимает, что возвращение к советской неоимперии — путь в никуда.
Во время встречи в Союзе писателей Анар подчеркнул это: любой Карфаген, который воспринимает себя как имперский центр, способный управлять метрополией, сегодня должен быть разрушен, а в Кремле до сих пор остались сверхмощные стереотипы о себе как о Третьем Риме. Сегодня мы переживаем это маниакальное стремление возродить «Русский мир», которое уже унесло жизни сотен украинских воинов.
Во время встреч в Баку некоторые азербайджанские политики спрашивали у писательницы, народного депутата Украины Марии Матиос о том, почему так мало депутатов якобы уже проукраинского созыва ВР проголосовали за признание России страной-агрессором. И мы не знали, что ответить на этот вопрос. Точнее знали, но не хотелось озвучивать ответы.
Нам есть чему поучиться у Азербайджана в плане уважения к своей культуре, в плане осмысления трагических страниц истории, формирования уважения к Героям. Многим украинским чиновникам и политикам следовало бы посетить «Аллею шахидов» в Баку, чтобы понять, что такое «место памяти» (П. Нора) и как нужно выстраивать свой исторический нарратив и адекватные формы распространения памяти и культуры.
Азербайджан — специфическая постсоветская страна, которая как никто понимает, что Украину нужно поддержать в европейских стремлениях. Есть такое мнение, что Баку — это последний город Центрально-Восточной Европы. Потому что среди архитекторов были представители Польши, Австро-Венгерской империи. Современный Баку, в частности старый город, чем-то напоминает Париж, Берлин и Львов. Бакинцы шутят: на несколько недель уедешь из страны, а по возвращении не можешь узнать город — так быстро все в нем претерпевает изменения. Но ничто и никогда не нивелирует в этих людях уважения к своим Героям и своей культуре. Так выстраивается настоящая идентичность, держится на принципах открытости к миру и уважения к себе.