Праздничная ложка дегтя от «Киевпастранса»
14 октября. День защитника Украины. Впервые - праздник на государственном уровне, впервые - выходной день. Торжества, Марш Героев, встречи фронтовиков (опять, как и прежде, бойцов-фронтовиков на официальном уровне кто-то пытается растворить в более широких массах, тогда - «участников войны», теперь - «участников АТО»), концерты - одним словом, кто-то тем или иным способом отмечает праздник, кто-то просто наслаждается солнечным и теплым, как для середины октября, выходным днем, кто-то работает, кто-то скупается в супермаркетах.
Но слышали ли вы об украинской бочке меда, в которую кто-то не сунул бы ложку - хотя бы одну, хотя бы чайную! - дегтя? Нет? И, похоже, нескоро услышите...
18:00. Автор этих строк, выйдя из метро на станции «Левобережная», стоит на автобусной остановке. Ведь время возвращаться домой. А для этого надо сесть на любой автобус, движущийся по 49-му, 95-му или 108-му маршруту. Можно, конечно, дойти и пешком, но солнце садится, наступают сумерки, а уличные фонари еще не зажжены. Поэтому очень легко попасть ногой в какую-нибудь выбоину на тротуаре, пока преодолеешь свои пару километров. Тем более что надо еще зайти в аптеку, а она – в конце дома, где я живу, рядом с автобусной остановкой. Что ж, можно подождать - ведь электронное табло на остановке (на улице же XXI век!) сообщает, что автобус маршрута № 49 будет здесь через семь минут, а маршрута № 95 – через восемь минут. На 108-м маршруте между тем, если верить табло, ни одного автобуса нет.
Конечно, можно сесть на маршрутное такси - но в кармане месячный проездной билет, «Киевпастранс» получил аванс, теперь он должен предоставить свою услугу. Да и водители маршруток, которые двигаются в нужном направлении, 10-15 минут стоят на остановке возле метро, собирая полный салон пассажиров. Нередко скорее можно дождаться автобуса, чем отправления маршрутки...
Проходит пять минут. 49-й автобус должен вот-вот подъехать, ему осталось меньше двух минут. А 95-й прочно застрял на отметке «8 минут». Это означает, что он стоит на своей конечной остановке, где-то в конце улицы Луначарского. И вдруг информация о 49-м - о том, который должен был подойти на остановку, - исчезает с табло. Зато появляется информация о 108-м, будет здесь через 42 минуты. А 95-й так и стоит на конечной. Другой автобус, который ходит по этому маршруту, проезжает мимо нас по другой стороне улицы, - после этого он дойдет до конечной и, согласно информации табло, будет у нас через 17 минут.
Надо ли подробно пересказывать, что было потом? Думаю, нет. Скажу только, что он 95-й, который должен был подойти к нам через 17 минут, тоже надолго застрял на конечной. Иначе говоря, на маршруте два автобуса, и они в праздничный день вечером мирно отдыхают вместе со своими водителями и кондукторами на той же конечной остановке. 49-й на линии остался один, он еще далеко, 108-й - тоже один, и тоже далеко. А их потенциальные пассажиры - пенсионеры и владельцы проездных, которые либо возвращались из центра города, или спешили домой из супермаркетов, либо ехали к родственникам и знакомым в гости - вынуждены были проводить часть праздничного дня на остановке.
Скажете, мелочи? Вовсе нет. Из таких «мелочей» состоит человеческая жизнь, такие «мелочи» в немалой степени определяют европейскость или советскость Киева. Более того, эту тему - конечно, не в праздничном контексте, как сейчас, - я уже поднимал в газете («Киевский автотранспорт... И «полицейский с большим пистолетом», «День» №149, 2015 г.), - и, как оказалось, не зря. Ведь речь идет не только о пренебрежении к рядовым киевлянам со стороны руководителей «Киевпастранса», но и о куда более серьезных вещах. В той статье говорилось о большом коррупционном потенциале, заложенном в «Киевпастрансе»; и вот 13 октября пресс-служба СБУ заявила о том, что разоблачен коррупционный механизм хищения 40 млн грн должностными лицами коммунального предприятия «Киевпастранс». И это только часть той коррупции, на мой взгляд, не самая большая, потому что маленькая прямо связана с тем, что многие маршрутки, где, как хорошо известно, билеты пассажирам не выдают или выдают со скандалом, принадлежат тому самому «Киевпастрансу», что и автобусы. То есть «Киевпастранс» является монополистом на пассажирские перевозки по многим маршрутам украинской столицы, в том числе и по 49-му и 95-му. И как монополисту «Киевпастрансу» выгодно, чтобы на линиях было как можно меньше автобусов, которые должны двигаться строго по графику, и чтобы как можно больше пенсионеров и владельцев проездных вынуждены были ездить на маршрутках, платя наличкой, учет которой, мягко говоря, не налажен. Банальная монопольная выгода и бесконтрольное владение большими массами налички - вот что обусловливает невыполнение обязательств столичным коммунальным транспортом, вот где поле дальнейшей работы СБУ.
...В ожидании автобуса пришлось простоять 45 минут. А когда автобусы ходят по названным мной маршрутам по графику, максимальное время ожидания их на остановке возле метро «Левобережная» составляет до 20 минут. Это, вообще говоря, приемлемо. Добиться, чтобы коммунальный транспорт ходил чаще, можно, но для этого надо либо возложить часть оплаты его услуг на городской бюджет, либо реализовать такую непопулярную и для многих болезненную меру, как монетизация льгот. Но это уже другая тема, хотя, боюсь, если не навести порядок в «Киевпастрансе», то и монетизация льгот не поможет. Поэтому возникает еретическая мысль, что, видимо, власти легче возродить и перевооружить украинскую армию, чем обуздать «Киевпастранс»...
Что ж, испортить праздник пассажирам «Киевпастрансу» не удалось, но добавить к ауре праздничного вечера ложку дегтя он все же сумел. И это вещь недопустимая.