Продвижение украинских городов
Как вы думаете: в каком украинском городе/регионе едва ли не больше всего увеличивается приток туристов в конце апреля? Уверен, что ответ на этот вопрос вы найдет, тщательно полистав ленту своего Facebook или Instagram. Отовсюду радуют глаз фотографии прекрасных сакур — всем известного символа Японии. Нет-нет, вряд ли ваши друзья гостят в Стране восходящего солнца, хотя и этого не исключаю. Более вероятно, что на выходных они посетили Ужгород, где сейчас не только цветут знаменитые японские вишни, но и проходит «Сакура-фест», который стал самым посещаемым местным фестивалем за последние несколько лет. С каждым годом в столицу Закарпатья в конце апреля приезжает все больше туристов. Манят их вышеупомянутые сакуры, которых только в Ужгороде цветет более двух тысяч. Важно, что местные не свалили всю ответственность за туристов на одни только деревья, но и разнообразят будни приезжих фестивалями и другими мероприятиями.
Туристы в Ужгороде для себя открывают не только красоту сакур, но и знакомятся с самим городом. Экзотические для Украины деревья стали отличным поводом для того, чтобы привлечь еще большее количество туристов в Ужгород. Это и является маленькой частью серьезного процесса, который называется «продвижение города». И, по моему скромному мнению, такие условные «сакуры», то есть локальные поощрения активизации туризма, способен отыскать каждый порядочный украинский город. Необходимо найти эту заветную изюминку, которая будет запоминаться — что-то неповторимое и уникальное. На самом деле большинству украинских городов не нужно ничего придумывать. Все на поверхности. Нужно лишь хорошо и креативно «обернуть» то, что уже есть. А какие же города на самом деле занимаются собственной активной пропагандой, работая над совершенствованием своей репутации и формируя выгодный для себя имидж? По большому счету, на ум приходит только Львов. За последнее десятилетие процесс львовского продвижения действительно потерпел немалый прогресс. Да, работы здесь все равно еще очень много, но в любом случае город уже пожинает заслуженные плоды.
А какова ситуация с другими украинскими городами? За все ручаться не буду, поскольку еще далеко не во всех побывал, но в целом чувствуется настроение: мол, зачем это нам нужно? Здесь важно дать правильный ответ, ведь иначе дело дальше не пойдет. В этом вопросе вполне разделяю мнение Остапа Процика, который ранее занимался продвижением города Льва: «Кому нужно продвижение? В каждом конкретном случае сначала нужно дать ответ на вопрос — есть ли в городе кто-нибудь, кто имеет четкий и прагматичный мотив делать рекламу города Х? Будь то власть или бизнес, завязанный на туриста или эксплуатацию названия города, либо же это какая-то общественная или культурная среда. Идеально, если в таком центре присутствуют все составляющие — мэр, который понимает необходимость продвижения (очень важно, чтобы это был именно мэр, первое лицо в местной власти), первые лица местного бизнеса, которые способны это профинансировать, культурные и общественные деятели, которые могут наполнить рекламу креативным содержанием и привлечь к процессу широкие круги». Важно писать стратегии по продвижению города не просто для галочки, а на самом деле воплощать их в жизнь, помня о ключевом факторе — все они работают тогда, когда нужны и местной власти, и местному бизнесу, и городской культурной среде. У каждой из сторон свои мотивы, однако усилия они прилагают для одной цели.
Тем не менее, далеко не всегда есть понимание того, что маркетинг, продвижение и брендинг городов выступают важными факторами экономического развития местных общин. Многие города живут исключительно сегодняшним днем, не закладывая фундамент, который способен дать результат завтра-послезавтра. Тот же туризм возьмем для примера. Хорошо, Львов и Одесса — авангард украинского туризма. Но почему немало других городов игнорирует эту сферу? Местных властей попросту не устраивает то, что туризм — это не предприятие, а долгосрочный бизнес. Здесь нельзя сегодня вложить средства и ждать, что уже завтра они вернутся. На это нужны годы.
Без сомнения, продвижению городов могла бы способствовать мощная общегосударственная кампания по продвижению Украины в целом, и в частности ее отдельных регионов. И на нынешнем этапе более действенно рассматривать этот вопрос каждому городу на локальном уровне. С чего стоит начать? С разработки плана действий, который можно сформулировать, опираясь на опыт других. Вышеупомянутый Остап Процик, размышляя над продвижением галицких городов, призывает посоветоваться относительно своих первых шагов с теми, кто уже что-либо делал в этой сфере: «Это может быть Львов, это могут быть небольшие польские города, которые уже имеют свой опыт и очень часто с радостью им делятся, а иногда и имеют гранты от ЕС на обмен опытом и не всегда знают, куда их потратить. Очень часто именно за эти деньги вы можете получить качественную концепцию продвижения, маркетинговый план, бренд-бук и начальные навыки для персонала. С тем же Львовом можно скоординировать много своих действий и использовать его активности — представление Львова на многих туристических ярмарках, присутствие во Львове большого количества ваших потенциальных посетителей (как туристов, так и самих львовян). Главное, чтобы все действия приобрели системный характер. Одна яркая акция, которая останется единственной — это хуже, чем постепенные, небольшие шаги, которые приобретут системность и периодичность».
Сложно сказать, для многих ли украинских городов тема продвижения остается на обочине. Часто городские руководители проводят какие-то работы, которые обычно остаются пустыми разговорами или «стратегиями для галочки». Необходимо активно приступать к конкретным действиям! Продвижение городов — тренд, который уже давно уловили и реализовали европейские города, от крупнейших до самых маленьких. Наверстывать нужно много, но это в интересах самих украинских городов. В свою очередь продолжать поднимать эту тему публично. В ближайшее время поделюсь своими соображениями по продвижению на примере конкретных городов Украины, в которых мне довелось пожить на протяжении определенного отрезка времени. Речь идет о небольшой серии блогов «Продвижение города Х/Y/Z глазами львовянина».
Дмитрий ПЛАХТА, Львовский национальный университет им. Ивана Франко