Перейти к основному содержанию

Расцвет туризма и рост возмущений

19 августа, 14:50
Фото автора статьи

Оказалось, жителям туристических  мекк, совсем не нравятся  сезонные приезжие. В этом году газеты Франции, Италии, Англии немало статей посвятили обратной стороне щедро рекламируемого и привлекательного бизнеса. Рекордные температуры лета, переполненные аэропорты, толпы не всегда доброжелательных граждан из далеких стран на улицах, взлеты цен, высокие нагрузки на инфраструктуру все это и многое другое вызывает возмущение постоянных обитателей Барселоны, Рима, Неаполя, Лондона, Парижа….  И не только их.

«Туризм становится новым источником напряженности и конфликтов, поскольку жители разных городов Европы протестуют против вытеснения их сообщества», http://urbanstudies.uva.nl/content/events/workshops/2017/06/urban-tourism.html

Это цитата из лекции- семинара «Социопатические  последствия городского туризма с точки зрения местных жителей», прошедшего  в Берлине, Париже и Амстердаме». Проблему давно осмысливают ученые и политики Европы. У нас она тоже стоит на повестке дня. Киевляне помнят свое разочарование публикой, приехавшей на чемпионат  по футболу «Евро-2012». Вместо  просвещенных  путешественников, изучающих  обычаи стран футбольного мира, к нам приехали активисты демонстраций несдержанности по всем проявлениям человеческой природы.

Где-где, а в Одессе знают о туристах еще больше. Каждый год  тела отдыхающих заметно поднимают уровень Черного моря и недовольство одесситов. Не зря же днем освобождения города мы считаем 1 сентября, а второго устраиваем праздник аборигенов. В шутке есть только доля шутки. Одесса не только туристический, но и деловой город, где утром, кроме пляжей,  надо попадать и на работу. Интересы гуляющих в мокрых плавках по городу и одетых для работы сталкиваются везде: на дорогах,  рынках, улицах, парках, кафе, у достопримечательностей и билетных касс.  Никто не знает точно, сколько людей приезжают летом в Одессу. Но по количеству мусора, правонарушений, пробок на дорогах и других признаков перенаселения, можно предположить: немало. С ними не справляется постоянный штат работников сфер обслуживания, охраны и т.п. Поэтому одесситы, как и другие жертвы европейского туристического бума, сдержанны в любви к приезжим. Те, конечно, привозят деньги, пополняющие кошельки местных граждан, но далеко не всех. Миф о том, что туризм существенно расширяет рынок труда, давно развеян западными аналитиками. Заполненные пляжи, отели и рестораны  обогащают  избранных, а при нашем уровне монополизма во всех отраслях – очень избранных. Летний урожай с ресторанов и отелей, принадлежащих киевским,  московским, одесским,  собственникам,  кормит   единицы,  зато толпы кругом раздражают тысячи местных. Не так уж много у нас  продукции локальных брендов. Путешественник, съевший в Одессе курицу, скорее поддержит национальный бренд, чем местного фермера. Такова реальность.

Пишу это не для того, чтобы призывать отменить туризм, как элемент социального напряжения в мире. Просто старые кальки для прославления и финансирования этой отрасли нуждаются в пересмотре. Каждый город, привлекающий сотни тысяч искателей приключений вне дома, должен вырабатывать систему  защиты интересов коренных жителей. Это уже начали делать в Европе, понимая, что любая концентрация людей в одном месте увеличивает всевозможные риски: от перегрузки транспортных линий до терактов.  У нас же пока радуются пляжам, где яблоку негде упасть, и до отказа заполненным «местам отдыха граждан». Люди, получающие удовольствия от толкотни, тесноты и шума обладают высоким порогом чувствительности. И, если они сходятся в одном месте с любителями уединения и тишины, то конфликт неизбежен.   

Туристическое пространство городов или остается прежним, как в Праге, например, или сужается, как в Одессе. Вояжеры и местные жители толкутся  на крошечном пятачке, очерченном Приморским бульваром и Дерибасовской улицей. Конечно, можно отъехать маршировать на плаце Аркадии, но это удовольствие осталось привилегией молодежи. Поэтому многие одесситы уже не могут вечером гулять по любимым улицам.    Выходными и праздничными днями они со счастливыми лицами покидают захлестнутый людским цунами город, отправляясь на поиски  отступившего от Одессы чистого моря.

Не впервые в человеческой истории хорошие явления оборачиваются плохой стороной. Сами по себе они не  продуцируют негатив. Просто люди вовремя не замечают необходимости перестроить систему. Одно дело, когда туризм сосредоточен в кластерах, вроде Карибских островов, где отдыхающие огорожены от городов границами отелей и пляжей. И совсем другое – наводнение людьми мегаполисов, да еще с неподготовленной для этого инфраструктурой. Когда проходишь  мимо привокзальных скверов в Одессе, понимаешь, что надо гораздо больше поездов и маршрутов, чем предлагает наша железная дорога, и гораздо больше сервиса в городе, где даже туалет найти непросто.

Август – месяц отпусков по тому календарю, который давно отменило глобальное потепление и летний туристический бум. Пора учиться отдыхать не только в этом месяце, и не только там, куда устремляются толпы. Что касается городских властей, то им давно следовало догадаться: для инфраструктуры туризма  одной тротуарной плитки и скамеечек  мало.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать