Перейти к основному содержанию

Саранча

«05-11.10.2018»
11 октября, 19:45

Знакомьтесь, это Юрий Алексеевич Кулешов (на фото). Юрий Алексеевич — ученый секретарь Проблемного Совета «Военная Археология» при Институте археологии Российской Академии наук, большой подвижник в изучении и реконструкции средневекового оружия Восточной Европы — равно, и кочевников, и Руси. Он, хотя и не снискал пока лавровый венок на ниве науки, тем не менее, хорошо известен в узких, как чаще всего в таких случаях и бывает, кругах археологов и, коллекционеров и исторических реконструкторов. Недавно у Юрия Алексеевича возникла проблема, и он был вынужден обратиться в социальных сетях за финансовой помощью, благодаря чему, собственно, об этой истории и стало известно нам, в Украине. Так вот, Юрию Алексеевичу в России не дают научный грант на исследование и реконструкцию уникальной находки — единственного известного на данный момент полного комплекта домонгольского пластинчатого доспеха, найденного на территории Руси.

Почему не дают, спросите вы? Может, находка не так уникальна? Наоборот. В отличие от хорошо вам известных по экспозициям наших исторических музеев кольчуг, ламеллярный (это пластинчатый на латыни) доспех пока что попадался археологам только в виде отдельных пластин. Так, даже в Национальном историческом музее Украины хранится только небольшая часть пластинчатого доспеха Х-ХІІІ вв., найденного в районе киевской Выгуровщины. Так и в России, несмотря на сотни найденных, к примеру, в Новгороде Великом отдельных пластин, в полном комплекте пластинчатый доспех археологам ни разу не попадался. Почему? Потому что пластинчатый доспех во времена Руси значительно превосходил по защитным свойствам обычное защитное вооружение. Потому что он стоил в несколько раз дороже. К примеру, в конце ХІІІ в. волынский князь Владимир Василькович купил село Березовичи за 50 гривен кун, несколько отрезов дорогой импортной ткани и «брони дощатые». — Для сравнения, стоимость села в исчислении без «брони» тогда доходила до 200-300 гривен. Естественно, что за столь ценным предметом вооружения стоимостью минимум в 2/3 села внимательно следили, и летописцы, описывая сражения, специально отмечали, что после их окончания с трупов как самый ценный трофей обязательно снимали все «брони». Представляете, и тут, как будто машина времени — целый пластинчатый доспех восемь веков назад аккуратно сложенный в углу постройки внутри разрушенной пограничной крепости!

Грант Кулешову не дали по другой причине, потому, что, кроме прочих занятий, Юрий Алексеевич еще и работает с краденным. Потому что уникальный, единственный известный на данный момент полный комплект домонгольского пластинчатого доспеха, найденного на территории Руси, как сам он признается в своей просьбе о финансовой помощи, «был найден в ходе любительских раскопок украинскими поисковиками в начале мая 2015 г. на Черниговско-Переяславском пограничье». Слова про «любительские раскопки» и «украинских поисковиков» означают, что он был найден в ходе грабительских раскопок украинских черных археологов, и продан на одном из открыто работающих в нашей стране сайтов, специализирующихся на перепродаже добычи этих мародеров. Как показало небольшое расследование на форуме одного из таких сайтов — «Виолити», доспех был первоначально приобретен «известным украинским коллекционером», а потом контрабандным путем переправлен через украинско-российскую границу. — Переправлен в Россию через полтора года после оккупации Крыма, когда уже больше года на Донбассе шла война.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

У меня есть разные друзья и знакомые. Есть археолог Максим Левада, который самоотверженно борется с такими мародерами. В 2016-м году благодаря его усилиям в Украину вернулся уникальный «Меча викинга» Х века. Именно он и рассказал мне про Юрия Кулешова. А есть среди них и такие, кто составляет себе небольшую частную коллекцию незаконно добытых древностей. Ну а почему бы и нет, если этим у нас занимаются депутаты, министры, олигархи, и даже один очень патриотически настроенный бывший президент. Если на днях министр культуры Украины лично открывал выставку такой частной коллекции в Китае. — То-то китайцы удивлялись, ведь в их стране к черным археологам относятся так же строго, как и к коррупционерам. Попробуй китайским министр открыть выставку китайских черных археологов где-нибудь в Украине, и он мигом бы оказался в соседней камере с пропавшим на днях китайским директором Интерпола...Так вот, эти мои знакомые, сами занимающиеся «поисковой работой», и просто скупающие у черных археологов древности, часто со мной спорят. Рассказывают, как они, в отличие от «коррумпированных музейных работников» и «продажных академических археологов», спасают наше прошлое. Ну, вы поняли, спасают они его так же, как карпатские лесники «спасают» лес, как полесские прокуроры «спасают» янтарь, как мыши «спасают» зерно. Только лес еще можно посадить, зерно посеять и вырастить, а вот уничтоженные мародерами целые археологические культуры в сотни могильников и поселений уже никогда не вернуть.

Пусть в самой России с черными археологами теперь стали обращаться намного строже, Юрий Кулешов не получил свой грант из-за простой бюрократической формальности. Ведь официальные российские власти, как и академические институты России, сами уже вне пределов России, как, например, в оккупированном Крыму, поставили мародерство на поток. Могильники, городища, древние храмы... Раскопки ведутся такими темпами, будто они прекрасно понимают — еще несколько лет, и Крым придется Украине отдавать. А в это же самое время и на, казалось бы, не оккупированной россиянами территории Украины на них работает целая армия профессиональных грабителей, называющих себя «поисковиками» и «коллекционерами». Конечно, меч Х, или пластинчатый доспех ХІІІ века это не то же самое, что двигатели для вертолетов, или детали для ракет. И все же, мне кажется, это такой же вопрос национальной безопасности. Потому что в сегодняшнем нашем противостоянии с Россией одинаково важно как то, чем нам защищаться, так и то, что нам защищать. Пока эта простая вполне очевидная мысль не дойдет до Службы безопасности и Государственной пограничной службы Украины, боюсь, нам с этой саранчой по обе стороны поребрика никак не совладать.

 
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать