Школа насилия. Реформа социальной безопасности
Куда мы идем? Чаще всего я задаю себе этот вопрос, наблюдая за вакханалией подготовки к школьным выпускным, сравнивая реакцию учителей, детей и родителей на происходящее в школьных классах и коридорах.
Мой личный опыт работы в нашей высшей школе, как и опыт многих моих коллег, показал, что большую часть усилий приходится тратить на компенсацию проблем, связанных с недостатками школьного образования.
Расхожая фраза «забудьте все, чему вас учили в школе» всегда имела печальный, гораздо более широкий смысл. Дело всегда было не в том, что учили «не тому», а в том, что учили «не так». Проблема была не в том, что выпускник не имел каких-то знаний, а в том, что он не мог ими пользоваться, не умел принимать решения на основе имеющихся знаний, не умел правильно искать дополнительную информацию, самообучаться, - не был личностью.
С тех давних пор, как эта фраза была популярной у преподавателей высшей школы, ситуация ничуть не улучшилась. Зачастую даже стало хуже: выпускник школы не только не умеет пользоваться знаниями, но и не имеет их достаточного набора.
Что и как в этом контексте может и должна изменить реформа образования – ключевой вопрос нашего выживания и безопасности.
Боюсь, дело тут не только и не столько в учебной программе. Реформа школьного образования должна быть направлена, в первую очередь, на формирование и развитие субъектности ученика, основана на уважении к личности ребенка.
Не имеет значения, кого вы будете готовить – дворников, слесарей или физиков, – если вы будете продуцировать безвольных биороботов, репродукторов чужого мнения и чужой воли, у вашего общества не будет будущего.
К сожалению, наши ожидания и усилия реформаторов зачастую разбиваются не только о непонимание сущности реформ, но и о традиции учительского сообщества, скрепленные круговой порукой, которая генерирует корпоративную ложь и имитацию как учебного процесса, так и воспитательной деятельности.
Общество меняется быстрее, чем профессиональные корпорации. Сегодняшние дети не приемлют императивной манеры общения, хотят объяснений распоряжений и обоснования правил. Многие же учителя демонстрируют удивительные примеры «забитости и запуганности», объявляя такие желания «детским упрямством» или «хамством».
Презумпция вины ребенка – основа поведения учительской корпорации. Какого результата хотят достичь «педагоги», начиная разговор с родителями с утверждения «ваши дети лживы и изворотливы, им нельзя верить, послушайте нас»? Сломать родительскую презумпцию защиты ребенка и разрушить родственные связи? Это - ложный и опасный путь.
Эти традиционные еще для советской школы проблемы оказались настолько «удобны» для учителей, что никак не хотят остаться в прошлом. Более того, поколение, пришедшее в последние 10-15 лет, принесло новые проблемы: немотивированную истеричность, психологическое и даже физическое насилие над учениками, извращенную примитивную религиозность, отказ от компромиссов и патологическую провинциальную «упертость». Сегодня это отнюдь не редкое явление, оказывающее тяжелое стрессовое воздействие на детей в современной – даже столичной - школе.
Единственная надежда на совсем молодых учителей, приходящих в последние пару лет. Но без активной поддержки родительского сообщества и главное – участия и влияния муниципальных органов образования, ограничивающих самодурство учительских корпораций – им долго не продержаться.
Нам не нужны «талантливые учителя», мы должны избавиться от системы, продуцирующей учителей-садистов и покрывающих их учительских корпораций. Тогда мы получим поколения талантливых детей.
Несомненно, учитель – важная и требующая уважения профессия. Во все времена уважением к учителю измерялось здоровье и зрелость общества. Однако, уважение базируется на разной основе. В современном обществе мы уважаем мнение врача, учителя, ученого не потому, что он является членом замкнутой сакральной корпорации и имеет соответствующий диплом, а потому, что он работает на основе четких профессиональных и этических правил, и может обосновать свое решение в открытом диалоге с обществом.
Важно понимать: пресловутое и необходимое уважение к учителю должно строиться не на слепом доверии к корпорации, а на взаимном доверии и постоянном диалоге всех социальных групп, на новой реальности социальных коммуникаций. Пытаться сохранить архаичные корпоративные модели поведения в изменяющемся мире – путь к разрушению личности.
Спасти сегодня школьное образование, спасти наших детей от системного школьного насилия, привить уважение и стремление к знаниям может только изменение модели взаимоотношений учителя и ученика, уничтожение ложной корпоративной солидарности работников образования, превращение школы в инструмент социальных коммуникаций, основанный на взаимном уважении и доверии равных членов общества.
Бояться следует не отсутствия знаний, а отсутствия человечности. Поэтому именно на развитие социальной компетентности – в первую очередь школьных работников - и должна быть направлена реформа школьного образования.
Сдаться и сломаться проще, чем остаться человеком. Это относится к каждому – и к учителю, и к ребенку, приходящему в школу.
Никто, ни мы сами, ни те люди, которым мы доверяем образование своих детей, из соображений собственного удобства или из-за собственной лени, не должны ломать наших детей, тем самым лишая наше общество будущего, разрушая завтрашний мир, закладывая основы завтрашних конфликтов.