Школьный возраст (поучительное)
![](/sites/default/files/main/blogposts/_tim0246.jpg)
Роман Лейбов — выходец из Киева, доцент кафедры русской литературы в Тартусском университете (учился и преподавал там еще под руководством великого Лотмана), доктор филологии, писатель, просто интересный и остроумный человек, недавно заметил в своем «Фейсбуке»:
«Вообще есть что-то удивительное, поучительное и ироническое в резком сдвиге всего украинского в область модерного. То есть пренебрежительно оттрактованная лауреатом как «почвенная» «брехня Тараса» оказалась более современной, чем позвякивание стертыми хароновскими медяками Александра. (Ну, то есть я понимаю, что это русское сознание сдвинулось в сторону антимодерна на самом деле). Изображение Майдана как инфернального хтонического ада у модернизированной части русского общества — попытка компенсации этого массового шифта: из реальной картинки Майдана выхватываются горящие шины, бочки-барабаны да (действительно навязчивые) священнослужители всяких культов. Цепляйтесь, цепляйтесь, царапайте край своего матраса, зайчики. Авось не помрете, а что-нибудь родите, наоборот».
Роман Григорьевич имеет в виду стихотворение Иосифа Бродского «На независимость Украины» — не только хамское, но и крайне неудачное, которое заканчивается словами:
«С Богом, орлы, казаки,
гетманы, вертухаи!
Только когда придет
и вам помирать, бугаи,
будете вы хрипеть,
царапая край матраса,
строчки из Александра,
а не брехню Тараса».
Кстати, трудно отделаться от ощущения, что эти строки звенят какой-то инфантильной обидой, словно их произносит надувшая губки старлетка; в любом случае, профессиональных заслуг лауреата Нобелевской премии по литературе сия ода (говорят, автор запретил ее публиковать) не преуменьшает. Да и не о том речь.
Наблюдение Лейбова представляется безусловно точным. Революция — явление модерной эпохи; правда, не всякая, а лишь та, которая прирастает свободой. Например, Октябрьская революция породила самую чудовищную, средневекового пошиба тиранию, от которой, между прочим, страдал и бежал Бродский. При Путине в России, увы, произошел очередной реакционный сдвиг.
В истории Украины хватало диаметрально противоположных резких движений; но настоящий модернизационный рывок мы совершили только сейчас, чему подтверждением истерическая реакция как путинской верхушки, так и ее присных в восточных областях. Очень показательно, что сепаратисты размахивают на своих сборищах не только красной простыней СССР, но и бело-черно-желтым триколором царской России, в современной России ставшим стягом нацистов — самых настоящих, а не выдуманных российским телевидением — со вскинутыми руками, свастиками и длинными послужными списками избитых и убитых.
То, что происходит последние четыре месяца в Украине и вокруг нее, — это жестокое столкновение модернистского, более гуманного и свободного типа общественного устройства с удушливым консервативным проектом. Деспоты слишком долго правили нами, потому что при их власти живется проще: лишений предостаточно, но зато особых рефлексий и мыслительных усилий не требуется — только лояльность.
А вот свобода означает работу, много работы, в том числе черной и неблагодарной, и много учебы тоже. Придется учиться не врать, не воровать, ежедневно присматривать за чиновниками, взятки не брать и не давать, бороться за свои права. У нас, однако, есть преимущество по сравнению с теми, кто размахивает символами давно издохших диктатур: мы, наконец, пошли в нужную школу. А вы цепляйтесь, цепляйтесь. Хоть за свои бессмысленные флаги, хоть за автоматы. Судороги невежества на удивление однообразны. Но учиться хорошему никогда не поздно, зайчики.