Системная ошибка
«12–18.05.2017»Один из главных секретов власти, никогда не отдавать приказ, который, ты знаешь наверняка, не исполнят. Ведь в таком случае ты всем покажешь, что слаб и уязвим. В марте 2014-го, когда Турчинов занимал пост исполняющего обязанности президента, он это прекрасно понимал, но сегодня, на посту главы СНБО, он почему-то не дал этот добрый совет Президенту.
Когда три недели назад СБУ проводила обыски в крупнейших компаниях Украины, обвинив их в использовании «шпионского программного обеспечения», которым на поверку оказался обычный софт по контролю использования рабочего времени персоналом, большинство украинцев крутило пальцем у виска. Мы уже привыкли, что по простой прихоти чиновников от нашей спецслужбы любой электронный гаджет может быть объявлен шпионским оборудованием, и только чудом к таковым еще не причислен умеющий снимать и записывать звук лучше любого диктофона смартфон. Так что же поменялось, почему те же люди спустя три недели приветствуют едва ли не как долгожданную победу указ Президента, в котором казавшаяся нам еще вчера безумной практика СБУ теперь распространяется на всю страну? Почему чуть ли не каждый второй эксперт называет этот указ Президента «смелым, пусть и запоздалым, шагом», хотя любую попытку со стороны Путина контролировать интернет он же объясняет слабостью и страхом?
Прежде всего, конечно, причина этого в эмоциях, во многом (но не во всем) двигавших теми активистами, кто еще несколько месяцев назад блокировал Донбасс. Нам кажется, что все, что нанесет хоть малейший вред врагу, обязательно приведет к победе. Вот только тогда же первые лица нашей страны с экранов и страниц периодической печати нам вполне аргументированно объясняли, что некоторые такие шаги больше бьют по нам самим, что они экономически и репутационно не выгодны Украине. Теперь же они ударились в противоположную крайность, и кажется уже, еще чуть-чуть, и украинская власть вслед за россиянами сама начнет давить гусей. Блокада Донбасса, блокировка российских сайтов — три года назад подобные решения могли быть приняты руководствуясь одними эмоциями. Сегодня от руководства страны мы вправе требовать основанный на понимании ситуации и опыте холодный расчет, понимания, чем кажущаяся сегодня выгодной стратегия может обернуться уже через несколько недель.
Итак, сегодня Президент, задекларировав намерение блокировать российские социальные сети, почтовые и поисковые сервисы, и ряд российских программ, без сомнения, набрал очки у патриотов. Но что будет завтра? А завтра его гарантированно ждет неприятный сюрприз. Уже через несколько часов после публикации указа администрация ВКонтакте разослала украинским пользователям пошаговые инструкции, как обойти блокировки. В самое ближайшее время то же самое сделают и другие российские сервисы. Максимум чего возможно удастся добиться, это наконец изгнать из властных кабинетов антивирус Касперского и почтовый сервис Mail.ru — задача с треском проваленная властью за предыдущие три года. — Не признанием ли собственного бессилия, или наоборот, нежеланием признать свою некомпетентность является нынешний указ?
Между тем, это я вам обещаю, в рейтинге свободы слова Украина очень быстро опустится до уровня России, и эта тема обязательно будет звучать не только в западных СМИ, но и в западных властных кабинетах. — Интересно, чьим опытом будет оправдывать свои действия наш Президент на ковре у Меркель — Туркмении, Ирана, Северной Кореи? Наверняка ими, ведь даже российский опыт в качестве прецедента тут не подойдет.Одно дело информационные сайты. Но, попробовав поиграться в запреты с зарубежными сервисами, российские власти быстро поняли всю бесперспективность этой политики. Прикрыв для острастки один LinkedIn, Кремль пригласил их за стол переговоров, хотя бы частично, но заставил их играть на территории России по своим правилам. Точно так же работает в этой сфере и ЕС, через суды заставляя те же социальные сети контролировать нежелательный контент. Почему так, а не запреты? Да потому что ты не можешь контролировать то, что ты запретил. Потому что запрет всего лишь попытка загнать проблему под стол, попытка сделать вид, что этой проблемы нет.
И вот, представим, прошло несколько месяцев, а большинство запрещенных российских сервисов в силу тех или иных причин — нехитрых средств преодолеть блокировку, невозможности найти адекватную замену, как с «1С», давления со стороны западных партнеров и международных организаций, да много еще каких причин — так или иначе продолжают работать, и разные органы власти, от Министерства информации до СБУ, поясняют населению, что они совсем другое имели ввиду. Какая будет реакция со стороны тех, кто сегодня приветствует этот указ? Там где сегодня Президент набрал 3—5% поддержки, завтра он потеряет 20; впрочем, нет, потерял бы, только вот их у него нет. Какие резервы у власти остались, чтобы потерянное вернуть? Ведь спасительный эликсир безвиза к тому времени будет выпит до дна.
Сегодня перехватить инициативу у радикалов кажется хорошей идеей, но эта дорога кажется легкой только потому, что она ведет вниз. Что значат репутационные потери для Парасюка и Семенченко/Гришина?! Но для Президента неизбежные последствия кажущихся сегодня сильными, на самом деле поспешных и непродуманных решений могут обернуться катастрофой, даже не столько ставящей под сомнение возможность переизбраться на второй срок, но грозящей под обломками президентской вертикали похоронить и всю страну. Число системных ошибок и без того уже приблизилось к критической массе. Еще немного, и рванет.