Столетняя война: сотрудничество и ненависть
Очень важным достижением гуманитарной мысли XX века явилось понимание того, что наука и научно-технический прогресс – это не просто источник интересных и полезных диковинок для общества, но и инструмент изменения самого общества. Мы не только получаем невиданные ранее возможности или средства уничтожения и спасения жизни (например, атомную бомбу или пенициллин), но и новое понимание своей роли и ответственности, что меняет нас самих.
Кстати, именно поэтому потребительское отношение к науке быстро приводит к деградации элит и системы управления, примитивизации социальных институтов и архаизации общественных отношений, к разложению и деградации общества.
Научно-технический прогресс второй половины XIX века ярко обнажил противоречие между подходами к принятию решений, основанными с одной стороны на прямой выгоде, а с другой на моральных принципах, нормативах поведения, считающихся общими для всех в любых ситуациях.
Пренебрежение нормативами в угоду выгоде неминуемо приводило ко взаимному отчуждению, к дегуманизации управленческих решений. «Послевоенный мир» не был идеальним, но он был не худшим компромиссом между выгодой и нормативами, он отражал стремление общества следовать моральным принципам не только в частной жизни, но и в политике.
В последние 50 лет именно этим – переходом от мотивации выгоды к нормативной мотивации – определяется социальный прогресс и гуманизация общества. Мы, кажется, достигли консенсуса в том, что делиться выгоднее, чем отнимать, а защищать – безопаснее, чем убивать и захватывать чужое.
Ресурсы не являются ограниченными – они могут развиваться, соперничество за ресурсы не является «игрой с нулевой суммой», где победа одного неминуемо является проигрышем другого, сотрудничество способствует появлению новых ресурсов и успешной адаптации. Успехи науки, в частности, математики последних 50 лет не оставляют в этом сомнений.
На понимание этой очевидной, научно доказанной истины человечество потратило столетие войн и революций. А между тем, доказательство было предоставлено как раз своевременно.
Если история изобилует невыученными уроками, то наука славна тем, что генерирует неуслышанные пророчества. Идея о не-иерархическом сотрудничестве как факторе успешного выживания вида и движущей силе эволюции, была сформулирована географом и теоретиком анархизма Петром Кропоткиным в 1909 году в работе «Mutual aid: a factor of evolution» (опубликованной на русском языке лишь в 1922 под названием «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса»).
Основываясь на многочисленных наблюдениях, он показал, что для прогрессивного развития взаимная помощь – это намного более важный фактор, чем взаимная борьба, а обостренное соперничество, доведенная до абсолюта дарвиновская «борьба за существование» ведет к угасанию вида. Так было получено систематическое доказательство того, что сотрудничество означает успех.
Впрочем, влияние рациональных аргументов на политику и общественные отношения, пожалуй, не следует переоценивать. Немедленно началась мировая война, направленная на борьбу за ограниченные ресурсы в развивающемся обществе – без возможности договориться, без стратегии совместного развития. Европа погрузилась в кровавую череду Мировых войн и революций, предоставляя нам возможность убедиться, что нет такого шанса, который нельзя упустить, и нет такого инструмента, который нельзя употребить во зло.
Сегодня, спустя более чем сто лет после того, как было предоставлено доказательство эволюционного преимущества взаимного сотрудничества, идея не-иерархической самоорганизации в головах некоторых политиков, под влиянием устаревшей гипотезы «реалполитик», мутировала в идею не-структурной, сетевой войны за глобальное и региональное доминирование.
В нашем сегодняшнем кризисе удивительным образом отразилось фатальное противоречие между выгодой и нормативами, оно приобрело самую острую, законченную в некотором смысле, форму. Наша революция, основанная на идеях человеческого достоинства и самоорганизации, столкнулась с открытой интервенцией, с противодействием, мотивированным представлениями о «сферах влияния», «ограниченных ресурсах» и другими химерами «реальной политики».
И у нас есть только один настоящий шанс не проиграть в этом противостоянии – не начать играть по правилам противника, не отойти от своих нормативов.
Разумеется, это совсем не просто. Но нужно помнить некоторые базовые вещи. В человеческом обществе есть нечто, что гарантировано может разрушить самоорганизацию – это ненависть. Ненависть подменяет взаимопомощь на «чувство армейского товарищества и солдатскую взаимовыручку». Ненависть – это именно то, на воспроизводство чего направлена вся идеологическая машина «русского мира».
Человек, порабощенный ненавистью, находящийся во власти ложных теорий, сам создает себе врагов. Чувство ненависти первичнее своего объекта, оно же и создает объект. Мы готовы ненавидеть власти – за бездействие, беженцев – за трусость и коллаборационизм, военных – за жестокость, политических оппонентов – за предательство, всех остальных, потому что они – не такие как мы. Мы ненавидим потому, что ненависть вытеснила любовь, и нам больше не нужны объединяющие аргументы.
Тревожные симптомы состояния ненависти уже видны: мы хотим воспроизвести ошибочные паттерны ненависти нашего противника – отомстить, наказать. Например, прогнать пленных маршем позора по центральным улицам наших городов. Общественные настроения неуклонно радикализируются. Это свидетельствует о том, что мы теряем контроль над нашим гневом, над нашей ненавистью. И чем же тогда мы будем отличаться от нашего противника?
Израильский биохимик, врач и философ профессор Йешаяху Лейбовиц в своей парадоксальной манере отметил однажды, что история рассудит нас – и победителей, и побежденных – согласно тому уровню морали, который мы проявили в критические моменты своей истории.
Просто давайте помнить о тех, кого мы действительно любим. Давайте отдадим справедливость и возмездие в руки профессионалов, а себе оставим милосердие и любовь. Сегодня можно и нужно победить террористов военными методами – у нас, похоже, нет иного выхода. Необходимо разыскать, судить и наказать виновных в поддержке терроризма. Но остановить войну военными методами нельзя. Она вновь и вновь будет возвращаться в общество, наполненное ненавистью, как возвращается вот уже сто лет с момента выстрела в Сараево.
Да, история свидетельствует, что не следует переоценивать значение научных выводов для развития общества, но и пренебрегать рекомендациями ученых – смертельно опасно.
Отказавшись от ненависти, продемонстрировав преимущества самоорганизации, мы имеем шанс закончить эпоху «реалполитик» и в головах заигравшихся политиков, и в наших душах. Возможно, сегодня не только у нас, но у всего человечества есть шанс закончить мировую войну, начавшуюся сто лет назад.