Страсти по Антонию
Чем меньше остается времени до 13 августа, когда будет избран новый Предстоятель УПЦ, тем больше обсуждается очевидная тройка лидеров гонок — митрополиты Онуфрий, Антоний и Симеон. При этом больше всего кривотолков вызывает именно фигура Владыки Антония, и общественности сам выбор будущего УПЦ рисуют как альтернативу — Антоний или Симеон, хотя пока еще, по всем прогнозам, будет другая дилемма — Антоний или Онуфрий. Провинциальный, ничем не выдающийся Симеон все больше теряет симпатии архиереев, которые и являются избирателями, и у его сторонников последний шанс заключается в тотальном очернении основных конкурентов, особенно лидера гонок — Антония.
К сожалению, журналисты не настолько информированы, как архиереи, потому придется встречаться с досадными случаями ошибочных суждений. О них и хотелось бы поговорить, поскольку так или иначе, а к митрополиту Антонию, скорее всего, придется привыкать так же, как мы уже привыкли к патриарху Филарету или к патриарху Святославу — хотя не все были в восторге от них. В частности, Филарету долго не могли забыть публичного одобрения «наведения конституционного порядка в Прибалтике» с помощью танков, противодействия похоронам Стуса-Марченко-Тихого, резких высказываний против УАПЦ. В биографии владыки Антония таких грехов нет, потому проблем с привыканием будет меньше. Есть в основном выдуманные конкурентами ничем не подтвержденные «данные расследований» и сведения «информированных источников».
Самое первое испытание для разума и сердца всех — это «церковная Санта-Барбара» от ТСН на канале 1+1 (раньше еще была программа «Гроші»), построенная по простой антижурналистской схеме: полное доверие к одной стороне — к владыке Александру Драбынко, невозможность для обвиняемого — митрополита Антония — высказаться по существу всех упреков. Кроме слов самого владыки Александра, в «церковных сюжетах» используются предоставленные им и только им «документы», якобы подписанные покойным Предстоятелем митрополитом Владимиром. Доверяем. Но кому? Одно из обвинений, когда вл. Александр был лишен членства в Синоде, так и звучало — «злоупотребление подписью Предстоятеля без его ведома». Предположения, что епископат можно купить за сотню тысяч долларов вообще смешные: почему сегодня епископы УПЦ могут так продавать свои голоса, если в 2012-ом на них не повлияли многомиллионные суммы, которые предлагались тогда?
Кажется, что владыку Антония можно «закопать» уже за то, что он был «духовником Януковича». Доказательств этого факта нет. Поэтому журналисты спекулируют на том, что на протокольных мероприятиях владыка Антоний представлял УПЦ. Но он был вторым человеком в Церкви, который и обязан присутствовать на таких мероприятиях. Если же мы посмотрим в журналы, где регистрировалось общение с Януковичем с глазу на глаз, или тем более общение с его главой Администрации Левочкиным, то безусловным фаворитом старой власти окажется владыка Александр. Владыка Антоний был выдвинут не Януковичем и не вл. Александром, хотя бывший Президент просил «найти монаха», а не «подсовывать аморальные лица». Вл. Антония выдвинули митрополиты Владимир и Онуфрий, а Янукович, Левочкин и Драбынко лишь смирились с этим выбором. Так же как принял его, хотя и не без проблем, патриарх Кирилл. При случае отмечу, что на пятилетии понтификата Кирилла получили награды те украинские епископы, которые, по словам патриарха Московского, были опорой единства РПЦ в Украине и способствовали «скрепамрусмира». Митрополита Антония среди награжденных не было. Так или иначе, но владыка Антоний состоялся не как человек Януковича. И относительно духовенства. В православной традиции духовником является человек, который исповедует своего «духовного сына» или хотя бы дает ему духовные и житейские советы. По неизвестным нам мотивам Янукович исповедовался лишь монахам на Афоне, а в каких-либо советах ни от кого не нуждался. На Януковича приходилось «давить» — и весь Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций являются свидетелями, что владыка Антоний делал это неоднократно. При этом отстаивались не интересы УПЦ, а общая позиция всех церквей — как относительно обеспечения прав верующих, так и относительно интересов всего общества. После первого такого публичного «принуждения» Янукович здесь же перед всей ВРЦиРО сказал: «От Вас, владыка, я такого не ожидал» — и два месяца вообще не общался. Сравним это с позицией владыки Александра — слышали ли мы когда-то во времена Януковича от него хоть что-то аналогичное? Напротив, с началом событий на Майдане владыка Александр терроризировал всех приближенных к Антонию звонками со следующими причитаниями: «Он что, уже не провластный кандидат? Почему он не поддерживает наведение порядка? Почему УПЦ только за мир?». На это владыка Антоний ответил, что согласен быть архиереем на любой кафедре, а провластным кандидатом с ответственностью за кровь не был и не будет. В отличие от Майдана 2004-го УПЦ держала благоприятный для оппозиции нейтралитет. Ведь появление «оранжевых» священников из УПЦ на Майдане спровоцировало бы массовую поддержку Антимайдана со стороны пророссийски настроенных клира и верующих. А этого как раз и нельзя было допустить. УПЦ выбрала роль миротворца, посредника между властью и оппозицией, органами правопорядка и протестующим народом. Не раз трагические события удавалось отвратить личным влиянием на Януковича или Захарченко. Все свидетели живы, и когда-то обо всем можно будет рассказать. Скажу только одно: ни УПЦ КП, ни УГКЦ не сказали в те дни и сегодня не скажут ни одного плохого слова о позиции владыки Антония во время событий. Так же не скажет и оппозиционная «тройка» лидеров. И это — показатель. УПЦ, как и вся ВРЦиРО, в которой УПЦ как раз председательствовала, была за мир, была за ненасильственное разрешение конфликта, за диалог, за удовлетворение законных требований народа и трансформацию Украины — и «духовник Януковича» и «человек Путина» этого не обеспечил бы.
Никто никогда не слышал о том, чтобы Блаженнейший своим наследником видел митрополита Симеона Винницкого. А то, что именно владыку Антония хотел видеть преемником митрополит Владимир — свидетели все члены Синода. Так же, как вся церковь — свидетели, что в конце 2011-го — в начале 2012-го владыке Александру не удалось защитить Блаженнейшего Владимира (вл. Антоний тогда не мог этого сделать, потому что даже не был членом Синода!), а своими инсинуациями против членов Синода он только подвел Предстоятеля. Так же и сегодня — ложью топит УПЦ. Зачем это делать — уже не понятно. Ведь УПЦ КП демонстративно прекратила поддержку владыки Александра, поняв до самого конца, с кем имеет дело — и за это особенная благодарность патриарху Филарету. Руководство государства не имело и не имеет никаких претензий к вл. Антонию, никак не поддерживает владык Симеона или Александра. Зачем бороться, когда каждый сюжет на ТСН и каждый день терпения этих издевательств приносит митрополиту Антонию новых сторонников среди избирателей — епископов УПЦ? Владыка Александр должен был бы задуматься над простым шагом — покаянием. Лучше плохой мир, чем хорошая война. Иначе 13 августа собор епископов может рассмотреть не только вопрос выборов. Но и назначить новую сессию на 17 или 18 августа, — когда после интронизации нового Предстоятеля переходный период, в который не принимаются кадровые решения, закончится, — и рассмотреть его личное дело. Еще в Ветхом Завете прозвучала замечательная мысль: не копай другому яму, потому что можешь упасть в нее сам. Кажется, именно это ожидает владыку Александра — если не произойдут кардинальные изменения его мировоззрения и способа действий. Последнего я ему искренне желаю — ведь сам я люблю его не меньше, чем всех тех, кого он выбрал объектами своей иррациональной ненависти. Перед лицом нового Батыя украинцам, по большому счету, нечего делить. Ведь задача светской и церковной элит — чтобы Украина выжила и состоялась, а не, чтобы по примеру элиты 1917—1921 годов писать в эмиграции мемуары, выясняя, кто был прав, а кто виноват.