Перейти к основному содержанию

Томос. Что дальше?

«14-20.12.2018»
20 декабря, 18:54

Пусть не по лучшему из возможных сценариев — компромисс, это когда в равной степени недовольны все, — и все же, Объединительный собор состоялся. Избран Предстоятель, утвержден Устав Православной церкви Украины. 6 января митрополиту Епифанию обещан патриархом Варфоломеем Томос, и тот уже даже купил авиабилет в Стамбул. Так почему, несмотря на все громкие слова про «второе крещение Украины» (а что не так было с первым, тем более что крестные те же?), Президент накануне сказал, что самая тяжелая работа по объединению Церкви, самый опасный этап объединения еще впереди?

Да, мы не проснулись на следующие утро после Собора в совершенно другой стране. Да, никуда не делась из Украины православная церковь Московского патриархата, и из нее в автокефальную украинскую Церковь пока вместо полноводной реки впадает лишь небольшой ручеек. Несмотря на сомнительность законности передачи, Министерство культуры только переписывает, но не отбирает у РПЦ в Украине христианские святыни. Все так же отравляют души верующих наиболее одиозные представители этой Церкви, и Агафангела с Павлом Лебедем в наручниках не волокут в СБУ. Тем более притягательным для горячих голов кажется решить все одним махом. — Решением Рады переименовать «московскую церковь», забрать храмы, обложить налогом, а то и вовсе ее запретить.

Не только для наших горячих голов. Никого не должна обмануть внезапная, особенно после предшествовавшей Собору истерики, смена риторики Кремля. «Мы не считаем себя вправе вмешиваться в эти процессы», — прокомментировал спикер Кремля Дмитрий Песков решения Собора. И тут же спикер Государственной думы России Вячеслав Володин заявил, что Госдума намерена «упростить получение российского гражданства украинцам, пострадавшим за веру». — В Москве готовятся к многочисленным жертвам, а, если удастся, и к появлению первых святых мучеников украинских «гонений на христиан». И намерены все это проделать нашими же собственными руками.

Решения Объединительного собора действительно многое изменили в кремлевской политике в отношение православной церкви и Украины. Первое, и главное, после получения Томоса, после признания автокефалии украинской церкви Константинополем, а потом, это неизбежно, и другими Церквями, Москва может не признавать Православную церковь Украины юридически, но вынуждена принять ее существование как факт. А значит, Кремль отныне может уничтожить украинскую церковь только физически, только предварительно уничтожив украинское государство. Проделав то, что он уже делал не раз.

Чтобы подорвать ее легитимность, доверие к ней, они будут сеять конфликты и раскол внутри молодой Православной церкви Украины. Уже сейчас кремлевские СМИ пишут о проигравших на Объединительном соборе, о том, к примеру, что вместо объединения УАПЦ была просто поглощена УПЦ КП. И, без сомнения, в Кремле уже ищут подходы к обманувшимся в своих надеждах, недовольным, тем, кто свои амбиции, возможно, так до конца и не смирил. Они будут разыгрывать карту Устава, во многом ограничившего в правах молодую Церковь, провоцируя конфликт с Константинопольским патриархатом. Ведь любая попытка пересмотреть Устав, как это уже отметил архимандрит Кирилл Говорун, это повод для Константинополя пересмотреть Томос.

Они будут подбрасывать дров в межцерковный конфликт в Украине. Своими словами, своими действиями руководство РПЦ в Москве и в Украине будет сознательно усугублять раскол между УПЦ МП и обществом, провоцировать радикалов, а, если повезет, и государство (хотя бы в лице народных депутатов) на силовые и/или противоправные действия. Когда Госсекретарь США Марк Помпео сразу после его избрания в разговоре с митрополитом Епифанием говорил о поддержке религиозной свободы в Украине, он имел ввиду, что признание автокефалии Православной церкви Украины еще не означает, что должны ограничиваться в правах верующий церкви Московского патриархата. Что ущемление их гарантированных Конституцией и международными обязательствами Украины свобод может иметь фатальные последствия не только для молодой украинской церкви, но и для международного авторитета Украины.

Чтобы не оказаться в международной изоляции, Украина не может позволить себе роскошь, как Путин сегодня, религиозных гонений, пусть и против верующих Церкви, чье руководство напрямую связано с руководством страны-агрессора. — Вот сюда и будет направлен главный удар России.- Обострить конфликт, чтобы вынести церковный вопрос в Украине на рассмотрение Организации объединенных наций, Совета Европы, ОБСЕ. Чтобы поставить Украину в глазах международного сообщества в один ряд с собой. И нам понадобится все наше терпение, вся мудрость, чтобы не играть по правилам, навязываемым нам Кремлем. На Объединительном соборе родилась автокефальная церковь Украины. Но на полном опасностей длинном пути объединения украинского православия сделаны пока только первые шаги.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать