Удар по площадям
«26.01–01.02.2018»Пишут, 96 российских олигархов, упомянутых в «кремлевском докладе», за прошедшие с его публикации сутки обеднели более чем на миллиард долларов. Делим миллиард на 96... Признаться, результаты пока не впечатляют, даже если эти финансовые потери не ограничатся одним днем. В предыдущие годы нам объясняли, что цель санкций в том, чтобы заставить наиболее приближенную к Кремлю российскую финансовую и политическую элиту задуматься о целесообразности поддержки ими политики Путина, сделать для них эту поддержку слишком дорогой. Между тем, упомянутые в списке миллиардеры, как и те, кто оказался в закрытой части списка, получили свои миллиарды только благодаря Путину, и без Путина их потеряют. Все свои миллиарды, а не 1 миллиард, поделенный на 96 человек. Выходит, нынешний список наоборот, заставит российские криминальные бизнес и власть еще больше сплотиться вокруг предводителя стаи. Так что же, вышла осечка, или истинный смысл «Кремлевского доклада» Министерства финансов США был в чем-то другом?
Вот и мнение экспертного сообщества разделилось, — от безудержного восторга в предвкушении скорой и неизбежной победы над путинским режимом, до скепсиса и полного неприятия, отчасти невольно перекликающегося с критикой «Кремлевского доклада» в российских СМИ. Прежде всего, речь идет о раскрученной с подачи «РБК», позднее подтвержденной американской стороной, истории, что источником для составления списка карманных олигархов Кремля послужили не глубокие аналитические исследования, а доступный каждому, у кого есть интернет, список самых богатых людей России от Forbes. Масла в огонь критиков подлил шведский экономист и политолог Андерс Ослунд, заявивший, что кропотливый многолетний труд группы экспертов (в которую входил он сам) по настоянию некоего самого высокопоставленного лица в руководстве США в последнюю минуту был заменен на пресловутый список Forbes, и что сделано это было исключительно с целью «заставить правительство США и Конгресс выглядеть смешно».
Ну что ж, эмоциональную критику Андерса Ослунда можно понять, тем более, что она упала, или сознательно была брошена, на благодатную почву... Нет, не подготовленную российскими СМИ, наоборот, многолетними обоснованными обвинениями американского президента Дональда Трампа в пророссийских симпатиях. — Вместо того, чтобы «расколоть российскую элиту и предложить выдающимся гражданам России возможность спокойно жить на Западе», — пишет Ослунд, — американские власти включили в доклад представителей российской элиты, в отношение которых нет никаких доказательств, что они что-то нарушали, сыграв тем самым в путинскую дуду. Забавно, что в своей аргументации Ослунд невольно признал, что политика раскола российской верхушки потерпела фиаско — вместо смены политики или даже осуществляющего ее режима, в качестве цели санкций теперь он назвал склонить хотя бы некоторых «выдающихся граждан России» «спокойно жить на Западе». Цель, несомненно, достойная, хотя, как минимум отчасти, напоминающая признание Западом Советской России, «вы только вышлите к нам очередной «философский пароход».
Главный вывод из публикации Ослунда, как и из самого «Кремлевского доклада», это признание, что прежняя политика антироссийских санкций потерпела неудачу — равно и со стороны разрабатывавших ее экспертов, и со стороны западных политиков, призванных их вводить и осуществлять. Понадобилось более пяти лет со дня принятия «Закона Димы Яковлева», чтобы до Америки наконец дошло гибридное послание Путина. — Коль скоро Россия сама готова бомбить Воронеж, по-хирургически точно с ней бороться бесполезно. Прицельные санкции не имеют смысла, бить нужно сразу по площадям. Время для доказательств придет после победы. В этом нынешнее послание США предельно ясно: вся политическая и бизнес-элита России в равной степени является соучастником путинского режима, в сегодняшней России нет ни одного политика, как и ни одного олигарха, который не стал бы им без прямого благословения Кремля. Свидетельством тому — судьбы Березовского, Ходорковского, Немцова. Отмолчаться, пересидеть не выйдет. Мы тоже умеем играть без правил. Так что время открыто выбирать сторону настало здесь и сейчас. — Не факт что это сработает. Но, по крайней мере, наконец-то обе команды стали играть в одну игру.