Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинская гражданская держава

«Моя хата с краю - первым врага встречаю!»
31 декабря, 14:49
Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

В своем сборнике тысячи интересных фактов и загадок истории Украины директор Института казачества НАНУ, историк Тарас Чухлиб цитирует действительно интересный источник, характеризующий ментальную специфику древних украинских племен. В своем произведении «Стратегикон» византийский император Маврикий (852-602 гг.) Так описывает сосклавов и антов, в древние времена населявших территорию Украины: «Свободные, они никоим образом не склонны ни становиться рабами, ни подчиняться, особенно в своей земле... их много и они выносливы... Живут среди лесов, рек, болот и тяжелых для перехода озер... В общем они вероломные и ненадежные в договорах, уступают скорее перед страхом, чем перед подарками. Поскольку среди них царят разные мнения, они либо не приходят к согласию, или если даже и соглашаются, то другие немедленно нарушают решенное, поскольку все думают противоположно и ни один не хочет уступать другому... Поскольку у них много вождей и они не мирят друг с другом, нелишне некоторых из них прибрать к рукам...»

Несомненно, угадывается в этой характеристике украинский ментальный характер. Наша специфическая тяга к смысловому перфекционизму и гражданскому лидерству - такая глубинная, что каждый рассказчик к не раз будет описывать этот феномен с разных сторон, выставляя преимущественно негативные стороны этого характера.

Да, в украинской истории всегда хватало желающих воспользоваться излишком здешних благ в свою пользу, а нашему народу во вред. И чтобы упрочить подчиненную роль украинцев на своей земле, нам придумано множество характеристик: «на два украинца - три гетмана», «моя хата с краю, ничего не знаю» и др. Самодостаточность украинца вынесена за скобки каких-либо равнений на украинскую государственность, зато навязывалась устойчивая самооценка: народ не способен к самоорганизации и не склонен к созиданию государства.

Самые выразительные черты свободомыслия и свободолюбия превращены в недостатки. А чтобы было чем заниматься в свободное от рабства время, украинцу выделяется гастрономично-прикладной уголок, что впоследствии формирует границы национальной идентичности: рушники, шаровары и сало. «Работайте на нас, кормите и развлекайте» Поэтому национальная традиция созидания государства превращается в развлекательную, а отношение к гуманитарной политике и сегодня формируется по остаточному принципу.

Однако события уходящего года вернули положительный баланс в национальную систему ценностей. Новый типаж украинца раздвинул узкие границы своего угла, вдохнув жизнь в заброшенные эгрегоры прошлого, заложил на будущее образы новых героев. Отныне личная жертвенность ради высшей цели, способность к гражданской самоорганизации и мышление ценностями собственного государства становятся проявленными границами «украинского мира».

Из  застывшей массы советов пробивается новый гражданин, которому отвратителен «русский мир» и тесно в «европейских стандартах». У него есть воля жить в собственной системе координат. С каждым его прорывом возникает ступенька в неизвестную, но уже желанную Украину. Это творение  в режиме онлайн.

Конечно, провластный паразитизм делает все для того, чтобы присвоить себе заслуги гражданских инициатив, затормозить и заилить эту активность, остаться вождями новой страны. Но «они» и новая Украина - вещи несовместимые. Ведь руководителем будущей системы власти должна стать самоорганизованная община.

Если Майдан стал ярким выразителем пассионарного меньшинства, то война с Россией - выводит на первый план феномен гражданского долга. «Державообязанный» гражданин становится отдельным институтом власти, ведь часто берет на себя системные функции государственного аппарата, что должно восстать из его индивидуальных усилий.

Так на развалинах постколониального общества имеет шанс появиться украинская гражданская нация, а из кризиса государственности - новая модель устройства – Украинская гражданская держава.

С «иконы» съежившегося украинца рвется в бой современный гражданин, а в «трех гетманах» угадывается будущий социальный капитал Украины, где каждый гражданин является самодостаточным институтом, мерилом и целью законов, субъектом мировой геополитики. Поток украинской думы как самоцель, эстетизация форм общественной жизни и внутренняя зависимость украинца от красоты и гармонии в человеческих отношениях покажет ведущую роль Украины в области гуманитарного обновления мира.

Время рождать новые поговорки или ломать стереотипы прошлого: «моя хата с краю - первым врага встречаю».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать