Украинское село (несколько наблюдений)
Приехать в Чикаго и не побывать в районе под названием Russian Village было невозможно.
История широко известна. Эмиграция украинцев в Америку началась еще в конце XIX века и продолжается до сих пор. Расселялись они во всех штатах, но в Чикаго сложилась особая ситуация: уже в 1930 годах здесь действовало более 100 малых украинских предприятий и торговых заведений, а к 1980-му году в городе проживало около 60 тысяч наших земляков.
Оседали они преимущественно в районе, очерченном улицам Диівижен, Рокуэл, Чикаго-авеню и Дамен-авеню — в западно-центральной части мегаполиса. Юкрэйниэн-вилледж не особо выделяется среди окружающих кварталов — разве что только после некоего перекрестка на столбах появляются транспаранты на английском: «West Town — Russian Village». В чьем-то палисадике углядишь высоченные декоративные подсолнухи; в списке фамилий на двери бросается в глаза Kramnik; однако все четко становится понятным уже возле греко-католической церкви святого Николая. Там появляется даже муниципальная табличка о том, что вокруг — именно исторически значимый (и, что важно, хорошо сохранившийся) район, улицы которого повествуют историю немецких, польских, но, прежде всего, украинских мигрантов.
Церковь св. Николая основана в 1905-го, а храм построен в 1913—1915 годах. Стиль представляет довольно интересное сочетание казацкого псевдобарокко с чисто римской католической сдержанностью: стройные колокольни, но зеленоватые купола, простой песочного цвета кирпич, никакой позолоты. Яркие мозаики на фасаде появились уже в честь 1000-летия крещения Руси. Неподалеку — еще один католический храм, более современный и приземистый собор св. Владимира и Ольги (1973).
Видно, что обе церкви, особенно св. Николая, являются центром диаспорной жизни: при храме действует школа, которая обещает полное воспитания ребенка. И действительно, судя по афишам, здесь учат всему: от мотанок до йоги и аргентинского танго.
Что же до общего вида, то по архитектуре заметно, что это были не очень богатые кварталы: преимущественно кирпичные трехэтажные дома с плоскими крышами, рассчитаные на несколько семей каждый. Украинцы приезжали как недорогая рабочая сила, и, постепенно организуясь, поднимались по социальной иерархии.
Не обошлось и без курьезов. На фронтоне собора святых Владимира и Ольги изображена сцена крещения Руси: в Иордане у ног князей крестятся и раздетые новообращенные, и народ в вышиванках. Понятно, что художник хотел передать связь времен, но получилось так, будто в раннем Средневековье люди в Киеве уже ходили в вышиванках.
Напротив собора — офис одной довольно известной украинской партии. Учитывая их специфические убеждения, очень интересно видеть прямо под красно-черным флагом огромный рекламный щит «Аутентичный ямайский бар мистера Брауна». Через дорогу — магазинчик украинских продуктов Ukraina Deli, во всем похожий на киевские магазины, с тем только отличием, что в Киеве ассортимент побогаче. С другой стороны, хорошо, что и это есть.
А главное и самое лучшее — балетная школа при церкви Владимира и Ольги. Полные классы детей. И длиннющая очередь из родителей с детьми. И все разговаривают на украинском. Вот так. Без каких-либо партий.
Подробнее о Russian Village и в целом о Чикаго читайте в ближайшем выпуске рубрики «Города и места».