Уроки Хиллсборо для Украины
В конце апреля прошла почти не замеченная украинскими СМИ новость о завершении долгого, в 27 лет (!) следственного и судебного марафона по делу о массовой гибели футбольных болельщиков на стадионе «Гиллсборо» в Шеффилде.Тогда, 15 апреля 1989 года во время матча между командами «Ливерпуль» и «Ноттингем Форест» из-за плохой организации пропуска людей на стадион в давке погибли 92 человека, еще трое умерли в больнице, еще один – после четырех лет пребывания в коме. Сотни получили ранения и травмы.
Долгое время стюарды стадиона и полиция, которая, кажется, допустила всех возможные на тот момент ошибки, пытались перебросить вину за эту трагедию на самих пострадавших и на «Ливерпуль» (погибли именно его фаны). Свою грязную лепту в эту ложь внесла желтая пресса. Газета «The Sun» опубликовала материал, в котором утверждалось, что фаны «Ливерпуля» были пьяными, препятствовали полиции спасать людей, а также издевались над телами погибших.
Члены семей погибших и команда все эти годы боролись за справедливую оценку события. И, наконец, 26 апреля этого года суд присяжных признал вину полиции, а ее бывшего шефа, который отвечал за порядок и безопасность на стадионе, признал виновным в неосторожном убийстве.
Бросается в глаза параллель с трагедией, которая два года назад произошла в нашем городе. Я сейчас сознательно оставляю за скобками внешний фактор тогдашних одесских событий. Меня больше интересуют их внутренние последствия.
Подобно «Хиллсборо», из многочисленных стримов, документальных фильмов и воспоминаний участников и свидетелей событий 2 мая усматривается беспомощность, если сильнее не сказать, одесской милиции. Основные силы ее были брошены на стадион, хотя до матча оставалось еще несколько часов.
Милицией не было сделано ни малейшей попытки остановить и разоружить антимайдановцев, которые не скрывали своих намерений к насилию. Вот с таким «речевкой» они двигались к центру города «Майданутых на кол, чтоб Бандера плакал!». Далее милиция прикрывала своими щитами именно нападающих. Очевидно потому, что знали: у футбольных фанов, которые с флагами Украины собирались на Соборной площади, огнестрелов не было. Против них можно было защититься щитами, а вот их защитить – значило бы попасть под огонь.
Так же как шеффилдская полиция не пропустила на стадион медиков и тем сами увеличила число смертных случаев, руководство одесской пожарной службы сделало все, чтобы не попасть вовремя на пожар, просто игнорируя отчаянные призывы людей в огненной ловушке.
И, разумеется, параллели можно провести между бульварной «The Sun» и некоторыми, преимущественно зарубежными СМИ, пустившими по миру словечко «одесская Хатынь».
Какими бы горькими ни были итоги трагедии на «Хиллсборо», приговор суда вселяет веру в то, что верховенство права и торжество справедливости – не пустой звук. Хочется верить, что справедливость по делу о одесских событий будет установлена менее, чем через 27 лет. Для этого важным условием является объединение усилий гражданского общества и государства. И пока первое однозначно опережает второе.
Одесские журналисты создали группу, которая самостоятельно осуществила расследование событий 2 мая. Ими установлено хронологию и дислокацию событий, выявлено значительное число участников. Между тем официальное следствие проведено было на очень низком уровне, и только сейчас сдвинуто с мертвой точки. Государственным следственным органам журналистское расследование протягивает руки, в которых – десятки, если не сотни установленных фактов. Их учет официальным следствием и будет ответом на вопрос: существует ли и возможно ли взаимодействие гражданского общества и государственного аппарата? Или, наоборот, он остается таким же очень далеким от народа, как приснопамятные декабристы.