Перейти к основному содержанию

Усталость металла

«03-09.04.2020»
09 апреля, 19:56

Чтобы составить представление об опубликованной в этот понедельник в разделе «Мнение» (это что-то вроде раздела «Блоги» на сайте «Дня») на сайте Национального Общественного Радио (США) статье трех экс-послов США в Украине — Стивена Пайфера, Джона Хербста и Уильяма Тейлора — достаточно привести цитату из последнего абзаца: «Во время пандемии было бы безумием со стороны пророссийских сил и украинцев продолжать убивать друг друга».

И дело здесь отнюдь не в сведении, как может показаться, событий на Донбассе и Крыму к внутриукраинскому конфликту. В тексте уделено достаточно внимания стоящей за этим конфликтом агрессивной политике Кремля, а сама статья является попыткой наброска стратегии использования ситуации с пандемией и падением цен на нефть в качестве рычага давления на президента России с целью заставить его оставить Донбасс и Крым.

Ахиллесовой пятой любой подобной стратегии прежде всего является апеллирование к разуму виновника конфликта. — Инициированная, спланированная и проведенная Путиным аннексия Крыма, опустошившая еще недавно один из наиболее урбанизированных регионов Европы российская агрессия на Донбассе являются следствием прогрессирующего безумия нынешнего руководства России, и угроза эпидемии и/или экономического краха может это безумие лишь усугубить.

Авторы вполне обоснованно обращают внимание читателя — план адресован в первую очередь американскому президенту Дональду Трампу (может, стоило обнародовать его на Fox?) — на неоднократно на фоне глобальной рецессии предпринимаемые российским президентом попытки инициировать отмену международных санкций против Кремля. Я уже писал об этом в колонке на прошлой неделе (для русскоязычной версии, для украинского перевода), речь идет о выступлении Путина на онлайн-конференции лидеров стран G-20, и, о чем не упоминают авторы статьи, столь же неудачно, в ООН.

Коль скоро 60% экспорта России составляет ископаемое топливо, цены на которое рухнули до уровня 1999 года, авторы ошибочно объяснили инициативы Путина об отмене санкций исключительно слабостью России. Мол, ее теперь и без того оскудевшие финансовые ресурсы истощает конфликт с Украиной, тогда как эти средства можно было бы высвободить, и направить на борьбу с пандемией в стране. И на этом мог бы сыграть глава Белого дома, предложив в обмен на размещение международных миротворческих сил вдоль украинско-российской границы на Донбассе и возвращение Украине Крыма отменить санкции, уж если сам Путин этого так захотел.

Несомненно, ситуация с COVID-19 стала для Кремля неприятным сюрпризом. Как и американский президент, исповедуя иллюзорную конспирологическую картину мира, еще в феврале угроза пандемии казалась российскому президенту искусственно раздутой. Более того, разрастающаяся паника в мировых СМИ показалась для кремлевских политтехнологов удобным моментом чтобы под шумок карантина провернуть махинацию с обнулением президентских сроков. Но, когда «от вожделенья уже кружилась голова» — до завершения уже не первого в новейшей истории России конституционного переворота оставалось сделать всего несколько шагов, грянули пандемия и экономический кризис.

Не менее фатальной стала в самый неподходящий для этого момент инициированная Кремлем глобальная нефтяная война. И дело тут даже не в рекордном падении цен на нефть, — на фоне пандемии и рецессии оно без сомнения было бы таким же глубоким, пусть и не столь быстрым. Дело в том, что российский президент два раза подряд крупно промахнулся. А, как в любой волчьей стае — помните Маугли, — промахнувшийся вожак это мертвый волк.

Так что не глубиной падения цен на нефть, или количеством заболевших объясняется видимая невооруженным глазом растерянность президента России. Как и любой авторитарный правитель, держа под контролем официальную статистику и полчища силовиков, располагая все еще немалыми накопленными в сытые годы резервами, Путин в состоянии пересидеть и не такой кризис.

Под сомнением основополагающий для режима догмат непогрешимости российского президента, и только полная зачистка политической элиты России в прошлом позволит ему сегодня пережить этот шок. — И Путин не Хрущев, и его окружению у него за спиной не договориться. Так что, не Акела, а растерянность Сталина в первые дни войны будет в нынешней ситуации более удачным примером. Окружение Путина (пока он в сознании, конечно) просто не знает, как обойтись без него.

Несмотря на мое уважение к прошлым заслугам трех авторов этого плана, идея «В этой ситуации будет достаточно сделать Путину разумное предложение» не более чем характерное для политики Запада в 2000-е годы прекраснодушие, благодаря которому режим Путина вырос, укрепился, и без всякого ущерба для себя развязал уже не одну войну. Пока жив Путин, пока у власти поддерживающие его элиты, пока в России господствует созданная им идеология, никаким планом этот Колосс не свалить.

Тем не менее, из этого не следует вывод о бессмысленности санкций. И даже попыток создавать подобные планы. Вода точит камень. И когда на полу одного из дворцов российского президента однажды найдут обмочившееся бессмысленное тело, что ж, вот тогда все может быть. На этот случай для его преемника и нужна заранее изготовленная большая светящаяся табличка с надписью «Выход».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать