В Киеве открылся 44-й международный кинофестиваль «Молодость»
Произведение - это ответственный поступок, который имеет кроме эстетической еще и социальную нагрузку и иногда становится оружием, мощнее чем пушка, броней, крепче чем панцирь![](/sites/default/files/main/blogposts/molodost.jpg)
Так получилось, что довелось мне - гостю столицы - попасть на открытие международного 44-го кинофестиваля "Молодость", которое проводилось во Дворце "Украина" в субботу 25 октября. Красная дорожка, одинаковые барабанщицы в меховых шапках, знакомые лица с телеэкранов, ботокс, как один из признаков причастности к богеме, и живой оркестр.
Конечно, ни одно культурное мероприятие пока не может обойтись без упоминаний и намеков на милитаристскую и патриотическую тематику. Слишком сложное и тяжелое время, чтобы спокойно отдаваться веселью. Объективная реальность очень давит на сознание, загоняя музу в углы осознания той беды, которая нависла над нами. Поэтому и вечер был построен в торжественных, но все же печальных тонах с блестящими хореографическими спектаклями на фоне широкого экрана с кадрами в том числе с войны. Война в мыслях, в душе. Война даже в воздухе, когда раздается лозунг "Слава Украине!" и зал ожидаемо поддерживает "Героям слава!". Это как бы намекает, что искусство сейчас призвано стать бок о бок с солдатами. Творческие поиски должны быть направлены на поиски донесения к людям истины, объединить их в настоящем патриотическом духе. И вопрос здесь не только в гражданской позиции авторов, но и прежде всего в нравственных основах, ведь мы - украинцы - стали жертвой нового исторического витка агрессии. Мы непосредственно столкнулись со злом и, уверен, что кроме образных намеков на факт боевых действий где-то там на Донбассе, стоит на всех торжествах начинать речи с воспоминаний о погибших. К сожалению, это еще не стало традицией. Более того, директор фестиваля "Молодость" Андрей Халпахчи решил побаловать присутствующего зрителя французским кино с репликой "мы все же пришли сюда отдыхать".
Для меня французская лента была намеком на то, в каком параллельном мире мы все живем. Донбасс и Киев, Украина и мир. Фильм Бенуа Жако "Три сердца" с Бенуа Пульвордом, Шарлоттой Генсбуром, Кьяра Мастрояни и Катрин Денев. Такие известные фамилии, такая замечательная игра актеров о жизни в несуществующем для нас - украинцев - мире. О чем картина? Конечно, о любви. Пожилой образцовый налоговый инспектор, страдающий от аритмии сердца, вместо того чтобы лечиться - курит, ест, напивается на собственной свадьбе и спит с двумя сестрами, на одной из которых и женился. Амур де труа. Французы - что поделаешь? Конечно, фильм не о том. Но как простому украинцу не обратить внимания на то, как человек, который наделал ошибок в отчетах, плачет перед налоговым инспектором как перед святым отцом на исповеди, а тот вместо того чтобы обложить эту женщину штрафами или требовать взятку, едет к ней в деревню и сам начинает вести ее бухгалтерию. Как говорят умные люди - когнитивный диссонанс. "Дорогой, ты скрывал, что ты алкоголик?" - спрашивает сорокалетняя невеста, пожалуй, впервые за всю жизнь опрокинувшего лишнего пятидесятилетнего жениха. Ох уж эти европейские «чужие» нам ценности! Человек не может спокойно пить на торжествах! Нет, это не комедия. Это французская драма со скоростными поездами между Парижем и провинциальным городком.
Фестиваль открыл любимец публики мэр Киева Виталий Кличко. Присутствующие немного посмеивались в зале, слушая его речь, и добродушно аплодировали. Киевляне вообще любят шоу-мэров. В этом, пожалуй, есть какая-то особая изюминка столичных жителей - они склонны "отжигать" в определенный момент и серьезное дело превращать в комедийный спектакль. На "Молодости" также традиционно выступил третий украинский президент по гуманитарным вопросам - Виктор Ющенко. Поблагодарил всех, вспомнил о рождении нации в тяжелых условиях и пригласил на сцену грузинского режиссера Эльдара Шенгелая. Эльдар Николаевич признал, что статуэтка "Молодости" для него самая ценная из всех наград и вспомнил местных друзей и о том, как познакомился в Киеве с Сергеем Параджановым и Александром Довженко. "Все, что переживаете вы сейчас, мы - грузины - уже пережили. Мы потеряли территории, но мы не потеряли себя", - сказал Шенгелая залу.
Жена третьего президента Екатерина Ющенко, которая занимается благотворительным фондом "Украина-3000", с присущим ей американским акцентом рассказала залу, что определяться с тем, кого наградить из украинских мастеров, было в этом году очень легко. И на сцену вышла вся группа творческого коллектива "Babylon'13", которые уже год демонстрируют общественности документальные проекты из жерла событий. Фактически они занимаются видеолетописью нашей сложнейшей эпохи. То, что юноши еще с Майдана бросались в огненный ад и подставлялись под пули "беркутов", чтобы зафиксировать действительность и донести до людей неприкрытую истину, является образцом того, что художник иногда должен почувствовать в себе не только захваченного поэтикой мечтателя, но и гражданина. Мы забываем, что произведение - то ли текст, то ли фото, то ли видео - это поступок. Это не праздность и не банальный заработок. Это не конвейер и не формальный отчет перед современниками. Это прежде всего ответственный поступок, который имеет кроме эстетической еще и социальную нагрузку и иногда становится оружием, мощнее чем пушка, броней, крепче чем панцирь.
Валентин Торба, «День»