В поисках повестей о Руслане и Джамале
«Мрія», приземлившись в Австралии, сотворила мировой фурор. Джамала, спев на конкурсе Евровидения, не только засверкала звездой мощного таланта, но и подняла моральную планку для местного жюри. Украинский школьник Самуил Кругляк изобрел способ получения электроэнергии из облаков. Иду на выставку Ивана Марчука – несравненного в своем творчестве гения современности… На каждом шагу, во всех сферах сталкиваюсь с уникальными людьми и достижениями своих соотечественников. Вот где Україна має талант! Но мы мало исследуем происхождение своих бриллиантов. Поднимаем огромные волны эмоций в час признания, но, как серфингисты, лишь катаемся на них. Об уникальном самолете не написано ни одной книги, хотя его рабочая биография полна интригующих сюжетов. Об Иване Марчуке - сотни глянцевых статей, толстых буклетов, но ни одной книге о нем самом. О Руслане Лыжичко тоже ничего нет на полках книжных магазинов, хотя ее творческая и личная судьба заслуживает внимания общества. Не хочется, чтобы и о Джамале через несколько лет напоминали только видеозаписи ее концертов. Каждый крупный успех человека на Западе всегда сопровождает книга. Она выражение - концентрированного интереса к личности, поднятой на высоту общественного признания, интеллектуальный несессер для тех, кто готовит себя к таким же ролям. В культурной традиции многих стран не меняется обычай посвящать героям и знаменитостям литературные и документальные издания. Без таких повестей не складывается портрет поколения.
История на 80% состоит из книг, друзья, как раньше она состояла из летописей и пересказанных баллад. Надо сказать, наш современный исторический багаж крайне скромен, разве что баллад хватает. Есть книги трех президентов, но ни одной – о них самих, как и почти обо всех значимых персонах 25-ти лет независимости. Почему? На этот вопрос можно отвечать долго. Причин много. Слишком велик уровень ангажированности пишущих, и слишком узок публицистический коридор издательств, слишком мало читающей публики и слишком много смотрящей, слишком востребован пиар, и слишком незначителен спрос на правду…
Национальные победы и успехи издательств. Казалось бы, разные понятийные полюса. Но когда мы сопоставим эмоциональные пики общества с тематикой изданных книг на одном отрезке времени - увидим связь. Современная жизнь – не частый гость книжных страниц. Ею у нас занимаются СМИ и социальные сети. Там и будут накапливаться знания о талантах, победах, достижениях, как и обновляться по мере перезагрузки серверов. В отличие от книг.