«Весна для Гитлера»
«21-24.04.2017»Нет-нет! Эта колонка, вопреки названию, никоим образом не пропаганда нацизма, и даже провокацией я вас прошу ее не считать. Впрочем, когда в середине 60-х родившийся в еврейской семье, покинувшей после развала Российской империи Вильно, Мелвин Каминский, которого мы знаем и любим под псевдонимом Мел Брукс, показал голливудским продюсерам одноименный сценарий, они отвергли его именно по этой причине. — Театральный продюсер-неудачник Макс Бялысток и бухгалтер Лео Блум, оба евреи, придумывают способ, как можно заработать на театральном провале, и ставят на Бродвее заведомо провальную пьесу, посвященную прославлению вождя Третьего Рейха. — То, что сегодня считают одним из лучших сатирических фильмов на тему нацизма, а заодно одной из 100 лучших комедий в истории американского кино, тогда сочли оскорбительным и неуместным. Не о фильме, сделавшем имя Мелу Бруксу, а об этих критериях уместности и оскорбительности мы с вами сегодня и поговорим.
Новая пьеса канадского драматурга Джонатана Гарфинкеля со скандальным названием «Холокост Кабаре» за последние месяцы поставлена на многих сценических площадках мира, но только в Киеве она вызвала громкий скандал, закончившийся ее закрытием. Вопреки названию, на сцене никто не травит газом и не сжигает евреев под песни, танцы и распитие спиртных напитков в зале. — Действие сосредоточено вокруг процесса Ивана Демьянюка — бывшего советского военнопленного украинского происхождения, обвиненного в причастности к сожжению более чем 28 тысяч евреев в концлагере Собибор. За без малого 30 лет разбирательств израильской, американской и германской Фемиды, этот судебный процесс превратился в медиа-шоу, в котором в гордиев узел сплелись незаживающая рана еврейского народа, советская, а потом и российская пропаганда, немецкий комплекс вины и, как его противоположность, общее для большинства восточноевропейских народов и государств нежелание принять свою долю вины за варварское преступление, унесшее миллионы жизней, в том числе и наших с вами соотечественников.
Еще раз подчеркну, «процесс Демьянюка» усилиями журналистов от политики превратился в шоу, а в чем-то и в фарс, задолго до написания Джонатаном Гарфинкелем пьесы, и именно факт, что поиск и наказание виновных в Холокосте ближе к концу судебных разбирательств по делу Демьянюка как бы отошли на второй план, и объясняет горькую иронию названия «Холокост Кабаре». Никто не предлагает зрителям посмеяться над Холокостом, ведь главный герой трагифарса с Демьянюком в главной роли — это массовый потребитель информационного продукта, то есть мы. Может, в том и причина, почему в итоге эта пьеса так и не была показана в Украине, что мы готовы смеяться над чем угодно, но только не с иронией посмотреть на самих себя? Сколько у нас комедий на историческую тематику? Наше прошлое для нас — это сплошная рана, которую мы, как ребенок вавку, так любим ковырять, но которую мы не готовы лечить и, уж тем более, отпустить.
Впрочем, это только одна из причин разгоревшегося скандала. Ведь обсуждение в Украине развернулось даже не вокруг самой пьесы, а лишь ее скандального названия. Посмотри, украинский зритель, спектакль, посвященный Ивану Демьянюку, вне зависимости от того, пытался его оправдать или осудить автор, обязательно нашлись бы свои недовольные и оскорбленные, — тот был бы еще протест. Но дело закончилось тем, что организатор постановки компания Misanthropetheatre сочла скандал лучшей рекламой спектакля, и в Йом а-Шоа (День катастрофы европейского еврейства) вывесила рекламу спектакля полуметровыми буквами «Холокост Кабаре» прямо через дорогу от центральной киевской синагоги. Право слово, спасибо, что не в Бабьем Яру! Что бы в сердцах ни написал главный раввин Украины, нет и не может быть претензий к самой пьесе; только вот интересовала ли организаторов ее постановка, или их главной целью был именно вызванный их действиями скандал?
Без сомнения, украинцы проиграли от того, что не увидели пьесу Джонатана Гарфинкела. Тему ответственности за Холокст, в том числе и украинцев, должно и нужно обсуждать, тем более, что предложенная канадским драматургом форма этого обсуждения, давно и повсеместно принятая по всему миру, для нас — украинцев — внове. Поэтому, наверное, и подавать это блюдо стоило с максимальной деликатностью, а не грубо макая в него общество носом — жри! Так когда-то, чтобы прекрасный фильм Мела Брукса «Весна для Гитлера» увидел свет, ему сменили название на нейтральное — «Продюсеры».Согласитесь, жертва стоила того.