Перейти к основному содержанию

Вирус насилия

«12–18.10.2018»
18 октября, 19:52

«Подонок, совершивший это преступление — его ни керчанином, ни крымчанином называть не могу. Просто... Ну... Подонок редкостный. Хладнокровно расстреливал ходил своих сокурсников и преподавателей... Никогда не отличался какой-то агрессией, сидел тихоней, никогда за все четыре года не имел ни одного привода, получал стипендию»... Это российский гауляйтер Крыма Аксенов так образно и эмоционально объяснил, что произошло в эту среду в Керчи. Эмоции вполне понятны. Думаю, хладнокровный расстрел 21 учащегося Керченского политехнического техникума (да, и не забудем еще о полусотне раненых) никого не оставил равнодушным. И правда, по логике Аксенова, откуда тут взяться насилию?! У убийцы ведь ни тебе послужного списка в Сирии или на Донбассе, ни уголовного прошлого... Человек ниоткуда. Впрочем, как ниоткуда появились Моторолла, Гиви, до своих «подвигов» не имевшие кровавого послужного списка... Никогда не отличался агрессией... Мыл машины... Сидел тихоней... Стипендию получал...

В это дни много будут говорить о массовом убийстве в Керченском политехническом колледже. Пока эта в целом совершенно прозрачная история прояснилась, в России уже успели наговорить глупостей про крымских татар и украинцев, как уже успели наговорить и написать глупостей в адрес, например, российских спецслужб (у меня самого это была первая мысль) у нас. И много чего еще наговорят в ближайшие дни, вплоть до воскресных еженедельных выпусков и программ. Ну что ж, и правда, за 4 года российской пропаганды в Крыму Владислав Росляков, судя по его аккаунтам ВКонтакте, из подростка с размытыми анархо-левацкими взглядами превратился во вполне сформировавшегося и готового убивать маньяка под ником «Влад Рейх». Вот только виной ли тут российская пропаганда, какую пропагандистскую глупость ни перепощивал бы время от времени обычный крымский подросток Влад? Тем более, убивать-то он пошел своих, а не, скажем, «исламистов»-татар, или «бандеровцев»-украинцев.

Вот и давайте прикинем, а могла ли такая история с массовым убийством в учебном заведении произойти и в Украине? Судя по сотням примеров из стран, не знавших что такое гибридная война и российская пропаганда, по растущему в нашем обществе насилию (я не про войну, я про обычные стычки на улицах теперь постоянно оканчивающихся стрельбой), по количеству оружия, теми или иными путями попавшему на руки населению, по тому, что старшеклассники у нас уже сейчас, пусть и по чужой наводке, считают вполне нормальным отправиться громить тех же цыган, вполне могла бы. Вернее, даже не просто могла бы, а, с ужасом вынужден это признать, такая трагедия рано или поздно обязательно случится и на свободной от российской оккупации территории нашей страны.

Из всего вороха керченской информации этой среды меня больше всего поразило одно снятое на телефон видео. Здание колледжа, выстрелы, с регулярными паузами для перезарядки, адские крики ужаса изнутри здания... И пара подростков, снимающих происходящее на телефон... не убегающих прочь, а медленно приближающихся со смаком и хохмами обсуждающих происходящее. — Чей телефон? Ой, разбилось окно. Прикольно, кто-то окровавленный там вдалеке выпал... — Ни сочувствия, ни даже страха, только возбуждение, любопытство и глупые смешки. Как будто на месте Влада мог оказаться каждый. Как на видео, помните, с избиениями одноклассников, которые школьники регулярно выгладывают в социальные сети? Мы еще несколько лет обсуждали, до какого варварства докатились в России, пока то же самое не начало происходить и у нас.

Вот и Влад Росляков не Киселева по телевизору или Проханова соцсетях насмотрелся. Стал читать о маньяках и массовых убийствах, увлекся, сопоставил обиды ставших знаменитых убийц и детские свои, и, под конец, даже в деталях (одежда или, к примеру, место закладки взрывчатки) скопировал массовое убийство 20 апреля 1999 года в американской школе «Колумбайн». Не он такой первый. Только в России уже двадцатый, если не ошибаюсь, случай массовых убийств в учебных заведениях с 2005 года. А всего по миру их сотни, и треть из них происходит в США.

Можно ли массовым убийствам в школах что-нибудь противопоставить? Можно попытаться. К примеру. Меры безопасности в российских школах на несколько порядков выше, чем у нас. Охрана, тревожные кнопки, рамки детекторов на входах, программа предупреждения терроризма. Все это прекрасно как способ избежать судебных исков от родственников жертв, но далеко не всегда помогает и в России, и в США. Ограничить доступ к оружию? Да, есть такой способ. Тем более, Владислав Росляков как раз накануне убийство получил разрешение и совершенно официально купил свое. А ведь Россия не США, и не для приближенного к главной крысе чеченца, сына депутата или олигарха там получить разрешение так же сложно, как и у нас. Не говоря уже о том, что после российского вторжения в Украину, что в России, что в Украине количество незаконно обращающихся стволов увеличилось если не на порядок, то в разы. Психологические программы? Ну так, получая разрешение на ношение оружия, Влад, насколько я понимаю, справку от психиатра в милицию принес?

Что бы мы ни предпринимали, кого бы от осознания собственного бессилия ни пытались обвинять, всегда будут подростковые проблемы — обиды и травмы, гормоны, просто нераспознанные психитарические диагнозы. Всегда будет способ добраться до оружия. А значит, время от времени, в США, в России, и, рано или поздно, у нас такие трагедии будут происходить. Массовое насилие в школах как вирус, стоило ему однажды выбраться из пробирки, и его уже ничем не остановить. От него лишь можно пытаться уберечься, хотя, даже профилактика, не гарантирует стопроцентный результат.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать