Всего один балл
Вот вам новость, которую многие считают курьезом и которую быстро затмили трагические события в Лас-Вегасе и каталонский референдум, хотя то, что произошло, чрезвычайно важно и является грозным напоминанием, что тема окружающей среды и безопасности людей должна широко освещаться и обсуждаться. На выходных ночью на улице Мазепы в Трускавце, на которой живет моя сестра, люди услышали подземные толчки. Улица рядом застроена многоэтажками: гостиницами и жилыми домами. Их лепят везде, где только можно. Вокруг Трускавца расположены потенциально опасные зоны - города Стебник с калийным комбинатом и Борислав, бывшая Галицкая Калифорния, теперь заброшенная промышленниками, но заселенная людьми. Борислав - вообще единственный город в мире, в котором непосредственно добывали нефть и озокерит. Там остались огромные полости под землей, насыщенные взрывоопасными испарениями. Технологии и материалы, сдерживающие утечку, давно устарели. Никто на самом деле не знает, какая ситуация под землей. А если и догадывается, то молчит, потому что нет пророка в своем Отечестве. Хватило одного балла по шкале Рихтера, чтобы возле Трускавца произошел провал земли глубиной 30 метров. Всего один балл. Если бы толчок пришелся на Борислав, тоже густо заселенный, мы имели бы трагедию. А если бы было три балла? Похоже, стихийные природные бедствия стали настолько привычным явлением, что нужны тысячи жертв, чтобы на них обратили внимание те, кого это непосредственно не касается. Агрессивная застройка территорий этих курортных галицких городов более опасна, чем агрессивная застройка Львова или Киева, потому что под землей лежит десятилетиями бомба замедленного действия. Провалы земли будут сопровождаться взрывами и пожарами, и вряд ли успеют эвакуировать людей. Урон будет нанесен в радиусе сотен километров. Для многих эта катастрофа будет ассоциироваться с Библией, с наказанием Божиим. Какой же была реакция на однобальное землетрясение в Трускавце?
Жители Борислава, Дрогобыча, Трускавца привыкли к круглосуточным отключениям воды, газа, электричества еженедельно, приспособились. Это длится годами и никто не возмущается. Пол-Борислава на заработках в Италии, остальные в Чехии. Промышленность умерла еще 25 лет назад. Эти люди убеждены, что придет Мессия и все изменит. Так им легче. Поэтому, когда по квартирам на верхних этажах начала ездить мебель, а земля провалилась, они восприняли это как нечто такое, чего им не изменить. Их не интересует, не человеческий ли это фактор, есть ли основания переживать. Где-то на востоке война, сыновей там убивают, но они и дальше остаются пассивными. За исключением совсем немногих.
Ученые в таких случаях должны немедленно приехать и изучить все риски. Но вряд ли их присутствие желательно. Потому что:
- Бизнес беспокоится о том, чтобы иметь доходы. Если отдыхающие узнают, что курорт стоит на полостях, наполненных метаном, они не станут рисковать.
- Местная власть слита с бизнесом как сиамские близнецы. Она держится, пока платит откаты в центр.
Все эти структуры - власть, бизнес, силовики - не допустят утечки информации через СМИ. А когда произойдет катастрофа, все свалят на стихию. Они успеют убежать, или не успеют. Но у них есть больше шансов спастись, чем озабоченным людям, смысл жизни которых заключается в том, чтобы «доработать», «одеться» и купить дипломы детям. И еще тихонько попенять на власть, которая вертит их жизнями как хочет. Так когда-то в 50-х годах советовали американским гражданам прятаться под стол, если упадет атомная бомба.
С каждым годом угрозы из-за войны с природой увеличиваются, но выводов никто не делает. Исчезает вода, деградируют почвы, вырубаются леса. Экологическая грамотность не нужна консумированному обществу, потому что оно никогда не заглядывает в будущее.
Всего один балл, никто пока не пострадал. Наконец, всего одного балла не хватает, чтобы в Украине разразилась социальная катастрофа, потому что низы не могут больше терпеть пренебрежения и равнодушия верхов. Как говорил Григорий Сковорода, одна лишняя капля может вызвать наводнение.