Перейти к основному содержанию

Выстоят ли Луцкие ворота без хозяина?

23 марта, 20:00

«Апелляционная инстанция оставила в силе решение Хозяйственного суда Волынской области по возвращению Государственному историко-культурному заповеднику памятника градостроительства и архитектуры национального значения». Такое сообщение на днях прозвучало как победная реляция. Потому что речь идет об уникальных Луцких воротах, о которых историческая справка говорит: «...Луцкие ворота входили в состав городских укреплений, которыми была обнесена Олыка в период с 1599 по 1656 годы во времена владения городом сына Радзивилла, маршалка коронного Альбрехта Станислава» («Волынские епархиальные ведомости», 1878 год). Представить только, этот самый Альбрехт обнес всю Олыку с окрестностями земляными валами и рвом (остатки которых можно видеть и через полтысячи лет!). А использовал как рабочую силу взятых им в плен турок (и, кстати, издавна один из районов городка называется Турчин, или Турчино, - с ударением на первом слоге).

Высокие судебные инстанции вернули государству «помещение, которое находится под охраной государства, площадью 43,4 кв. м, стоимостью 175 тысяч 586 грн». Официальный документ говорит, что «нарушение интересов государства в данном конкретном случае заключается в том, что помещение, которое без достаточных правовых оснований использовалось субъектом хозяйствования, является памятником национального значения, находится под охраной государства, имеет особый порядок передачи его в аренду. Кроме того, ответчик использовал памятник в коммерческих целях, в связи с чем теряется его культурно-историческая ценность».

Эти исторические ворота я впервые увидела еще в 1979 году. Семья моего мужа живет в селе Залесочье. Ворота, конечно, поражали своими размерами. Но, как писала я в тексте «Господар Луцької брами» 22 июля 2005 года, «старинные ворота приходили в упадок не одно десятилетие, и табличка, что это - памятник архитектуры национального (!) значения, который охраняется законом, роли не играла. На крыше выросли настоящие джунгли из кустов сирени, закоптился, как головешка, свод (местные юнцы, не обремененные пониманием истории и элементарной культурой, взяли моду в Пасхальную ночь жечь здесь автомобильные скаты). Свидетель прошлого, фотоснимок которого переходил из одного школьного учебника истории в другой, превратился в свалку и общественный туалет...».

Человеком, который «использовал памятник национального значения в коммерческих целях», является уроженец Залесочья Николай Дядюсь. Вырос на соседней с воротами улице, поездил по тогдашнему Союзу на заработки, наконец, установил с разрешения местной власти у ворот (рядом автобусная остановка) металлический киоск: продавать продукты. Может он и не взялся бы за реставрацию такого объекта, как ворота, но один из луцких архитекторов, что объезжал «подконтрольные объекты» вроде Луцких ворот, предложил: ты отреставрируешь ворота, и сможешь открыть там магазин. Это подтверждал в комментарии «Дню» Петр Троневич, тогда главный специалист управления градостроительства и архитектуры по вопросам охраны и реставрации памятников истории и архитектуры. Именно его предшественник на этой должности Николай Томчук и заключал с Дядюсем договор. Николай взял кредит и, собственно, спас исторический памятник. За деньги, которые вложил, мог тогда построить очень неплохой дом. Главное, он восстановил исторический облик сооружения. Тех зубцов, которые были первоначально на его крыше, уже не существовало, их уничтожили годы и люди. Планировал восстановить ворота в первозданном виде и внутри. По проекту кирпич должен был очистить, полакировать, и было бы «под старину». «Но стены настолько были закопчены, что мы эту копоть должны были рубать топориками, а затем заштукатурили», - рассказывал. Троневич подтверждал (да и все кто следил за видом ворот), что еще бы лет пять, и о средневековых воротах напоминали бы только руины и фотоснимки в школьных учебниках.

Внутри же Дядюсь устроил небольшой магазинчик (без спиртного). Пока ворота годами разрушались, до них никому не было дела. Но настало время, когда углядели, что предприниматель «в ходе осуществления своей хозяйственной деятельности руководствовался охранным договором, заключенным с отделом культуры Киверцовской районной государственной администрации в сентябре 2014 года, но не согласованным, как того требует действующее законодательство, центральным органом исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия». Не знаю, на что смотрели столько лет эти многочисленные учреждения, которые якобы осуществляют охрану культурного наследия, почему не были заключены нужные договоры, а человек же вложил в сооружение большие деньги...

Сейчас жена Николая Виктория говорит, что они, конечно, законопослушные и пойдут с ворот со своими, как говорится, вещами. Им предлагают привести теперь сооружение к тому виду, в котором получили. «Но мы на это никогда не пойдем!» - говорит Виктория. Ворота сейчас радуют взор. Дядюсь уложил вокруг плитку, теща обустроила роскошные цветники. Туристы, которые забредают в Олыку дорогой через Залесочье, выпьют кофе у Дядюся, обязательно сооружение сфотографируют.

Что теперь будет в старинных воротах, не знаю. Еще не говорят. Но если государство будет заботиться о них так же, как заботится о сотне других памятников национального значения, то есть не заботится, ссылаясь на отсутствие средств, то не исключено, что на крыше снова вырастет сирень, замки местные басурмане сорвут и снова устроят внутри грязеотстойник...

Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать