Загадка и пассаж Алексиевич
Не бывает преступлений народов, есть преступления режимов. Об этом не мешало бы помнить историкам, политикам и даже нобелевским лауреатам, я имею в виду пассаж Светланы Алексиевич в Бруклине об украинцах, «зверствовавших на территории оккупированной Рейхом» советской республики. И о поляках, которые, по версии белорусской писательницы украинского происхождения, тоже зверствовали по отношению к евреям в захваченной фашистской Германией и СССР своей стране. Сужу по ролику, размещенному на YouTube.
Монтировали его специально, или разместили без купюр «пикантный» отрывок, судить не берусь. Но тему нахожу актуальной. В социальных сетях то и дело раздаются призывы к покаянию, того или иного этноса за причастие к преступлениям рейхов, империй, орд и прочих систем власти. Есть даже обращения к иудеям извиниться за преследования филистимлян (пока без выплаты компенсаций).
Почему важно не смешивать поступки отдельных людей и национальных групп с государственной волей – очевидно. Не этнические особенности населения определяют политический курс страны, как не определяют их цвет кожи и разрез глаз. Десятки тысяч украинцев погибли в боях за освобождение Белоруссии в составе 3-го Белорусского фронта под командованием этнического украинца Ивана Черняховского. Каких же украинцев подразумевала Светлана Александровна?
Обидно, что человек такой глубины погруженности в темы войны не видит причин столкновений народов и пытается переложить на нынешние этносы ответственность за грехи пращуров. «В высоком смысле», - как выразилась пани. Почему бы тогда не потребовать суда над монголами - за иго, над итальянцами - за покорение Римом Европы, и последующий фашизм? А нынешним немцам, румынам, венграм, японцам, вообще, грехов не искупить вовек за организацию того безобразия, в котором участвовали все другие народы. Как это происходило, показал в своих романах белорусский писатель Василь Быков, он одно время, учил Светлану Алексиевич ремеслу. Его опыт личного участия в трагедиях Второй мировой и осмысления ее уроков, мне кажется, важнее размышлений теоретика. Обстоятельства войны делают из обычных людей предателей и героев. И не всегда можно противостоять злу и помогать добру с оружием в руках. Как не могли бороться с преступными режимами солдаты вермахта, советские военнослужащие, нынешние бурятские и русские парни, ставшие военными преступниками по воле кремлевской власти.
Да, совершившие преступления должны их искупать, каяться, получать или не получать прощение. Но сын отвечает за отца только там, где жажда карать выше желания разобраться и простить, где ненависть передается эстафетой от поколения к поколению, где за преступления отвечают не их политические организаторы, а назначенные пропагандой этносы. В СССР, где мы родились со Светланой Алексиевич, такими этносами были почти все, кроме русских. Поляки, дальневосточные корейцы, курды, персидские евреи, кольские норвежцы, литовцы, латыши, бессарабские немцы, польские украинцы, ингрийские финны, калмыки, крымские татары и греки, чеченцы, румыны… Бесконечный список народов, объявленных предателями, врагами и угнетателями. Они заслуживали изгнания и политических репрессий, полагали советские руководители и многие советские люди, не принимая в расчет, что среди депортированных большая честь женщин, детей и стариков.
Аморально распределять ответственность, как подоходный налог, общей нагрузкой на этническую базу. Тем более, когда этносы (русский, украинский, белорусский) были разделены и находились по разные стороны фронта. Русский власовец стрелял в русского сталинского бойца, украинский солдат Красной армии целился в соплеменника из УПА, белорусского партизана вел на казнь белорусский полицай. Это началось в 1917-ом и не закончилось ни тогда, в 1945-ом, ни сейчас. Кто-то весьма определенный по своим пропагандистским повадкам, продолжает разжигать национальную нетерпимость на одной шестой части суши. И продолжает втягивать в эту работу людей с приличной репутацией. Для чего? Для чего это нужно нобелевским лауреатам? Вот в чем вопрос и загадка.