Женщина-лидер глазами успешных молодых украинских женщин-ученых
Проблема женского лидерства в современном украинском социуме имеет уже некоторую «историю» от теоретического освоения наработок западного женского дискурса и попыток применения его в отношении украинских реалий - и до практических шагов украинских женщин в этом направлении. За годы украинской независимости женский опыт лидерства осмыслялся как и применялся чаще всего в политике. А между тем опыт успешного карьерного роста женщин на территории высшей школы должен занять важное место в гендерной аналитике современной Украины, а не оставаться в виде спорадических исследований отдельных заинтересованных исследовательниц/лей по целому ряду причин.
Во-первых, в Украине периода новейшей независимости произошла активная «феминизация» высшего образования. Это стало заметно не только по студенческим аудиториям, но и по составу преподавательниц/лей и сотрудниц/ков кафедр фактически всех вузов страны. Во-вторых, эта тенденция, очевидно, будет сохраняться, потому что образование и наука в стране активно отодвигаются на маргинес общественной жизни, теряя свою привлекательность из-за потери как престижности, так и финансовой обеспеченности. А в таких случаях мужская часть социума «оттягивается» в более престижные (бизнес, политика, армия, вплоть до криминала) и более финансово обеспеченные сферы (особенно это касается, к сожалению, гуманитаристики - «к сожалению», потому что без гуманитарного основательного образования человек не способен адекватно понимать мир, в котором живет!). В-третьих, в европейском пространстве, к которому Украинцы в значительной степени принадлежат ментально, финансовая самостоятельность женщины, а часто и ее персональный карьерный успех фактически превращаются сегодня в «жизненный бренд». И хотя современные украинцы отстают в стремлении самореализации по указанному сценарию, по крайней мере значительная часть наших урбанизированных согражданок, как и креативных личностей в целом, стремится реализовать именно сценарий успешной самодостаточной женщины. В этом плане украинские женщины соответствует общеевропейским тенденциям, не говоря уже о женщинах США.
Все названные вышетенденции хорошо осознаются молодыми женщинами-учеными(магистратками и аспирантками) одного из самых престижных вузов Украины - Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, как было выяснено в частных беседах «на заданную тему», проведенных автором статьи в реальном времени. В общем такая тенденция может оцениваться положительно. Она свидетельствует, в частности, о преодолении мифов начала 2000-х, когда студентки и аспирантки престижных факультетов представляли свое успешное будущее в качестве почти исключительно хорошо обеспеченной домохозяйки-супруги олигарха или успешного политика, хорошо образованной мамы-гувернантки для своих детей при непременно успешном и богатом папочка-муже.
Тогда на вопрос о будущей карьере женщины-ученые или преподавательницы большинство из девушек, ориентированных на украинских олигархов или членов семей первых украинских олигархов, отвечали, что «это не для них», фактически воспроизводя традиционные стереотипы женской судьбы и предназначения, правда, с «бизнес-коррективами». В конце концов, интересным моментом в этой ситуации было то, что на личностном уровне воспроизводить классические отношения колонизатора и колонизированного, а положение женщины в такой бинарной оппозиции, как точно в свое время заметила Оксана Забужко, всегда является едва ли не самой яркой иллюстрацией к этим отношениям. Подобные отношения, которые толерируются частью в том числе и женщин с высшим образованием, несмотря на некоторые изменения, внесенные временем, вкладываются в конце концов в следующую формулу: «... ну зачем тебе образование, зачем тебе утруждать головку вещами, в которых ни черта не понимаешь, зачем соваться туда, где все равно ничего не осуществишь, я люблю тебя именно такой, как ты есть, безвольной и беспомощной, мягкой и покладистой, может, немного забитой, но всегда веселенькой, всегда с распростертыми мне навстречу объятиями, готовой уступить всем ради моей выгоды - лучший кусок за обедом, укрывание меня от опасности собственным рыхлым и теплым телом, твое главноеукрашение, дорогая, - это жертвенность, запомни, а чтобы ты этого не забывала, давай я лучше закрою тебя на ключик, чтобы никаких контактов с себе подобными, слушайся только меня, и никаких выходов из дома, кроме как со мной под руку, и - дай-ка я проверю, что ты здесь читаешь...»[Забужко О. Хроніки від Фортінбраса. Вибрана есеїстка 90-х. - К.: Факт, 1999. - 340 с. - с. 296].
Реальная жизнь внесла свои достаточно жесткие коррективы в мечтания образованных украинских барышень конца 90-х - начала 2000-х. Сегодня от молодых женщин-ученых получаем принципиально иноймесседж - быть самодостаточной, финансово независимой, успешной и только потом - быть замужем. Правда, есть некоторые тревожные сигналы. Так, при многолетнем тестировании молодых женщин-ученыхотносительно иерархии жизненных ценностей любовь оказывалась на 6-7 местах в рейтинговые, что не может не беспокоить. При персональных обсуждениях этого феномена оказывалось, что успешность, карьера, деньги занимали первые места не случайно. Эти молодые женщины считали, что «будут деньги и общественный престиж, тогда легко можно будет выбрать себе мужа, которого хочешь» (приводится фактически дословное объяснение одной из опрошенных аспиранток).
То есть, как легко заметить, молодые женщины «проигрывают» для себя мужские жизненные сценарии, не видя в таком подходе угроз, которые существуют, ведь успешная женщина и успешный мужчина все равно по-разному будут восприниматься при выборе партнера для совместной жизни. При этом характерно, что успешные молодые женщины, которые не чураются лидерства в общественном пространстве, стремятся рядом с собой видеть партнером тоже успешного, самодостаточного, финансово обеспеченного, самостоятельного мужчину, в то время как успешные мужчины-лидеры, как правило, имеют противоположные предпочтения и требования к своей «второй половине». У них доминирует принцип: «Зачем мне умная, я сам умный!» Итак формула супружеской жизни такова: «он - умный, богатый, успешный; она - красивая, домовитая, жертвенная».
Интересным и неожиданным является и тот факт, что в тестированиях мужской части аудитории любовь вышла на второе место, уступив (и это тоже впечатляет) способности к взаимопониманию и дружбе.
Как бы то ни было, процессы, которые идут сейчас в высшей школе Украины и касаются личной реализации и самочувствия молодых успешных ученых (женщин и мужчин), весьма интересны и заслуживают особого внимания со стороны не только феминистской и гендерной научной аналитики. Это те изменения, которые касаются нашего общего будущего, и поэтому достойны серьезного внимания.