Перейти к основному содержанию

Знакомство через прикосновение

01 июня, 17:47

Маричке — десять лет, она учится в третьем классе киевской специальной общеобразовательной школы-интерната №5 имени Якова Батюка. Там учатся слабовидящие дети из Киева и других регионов страны. Знакомство с этой не столько странным, сколько особым ребенком произошло на «Книжном арсенале». Дело в том, что Фонд семьи Нечитайло печатает детские книги шрифтом Брайля, одна из них «36 і 6 котів» Галины Вдовиченко. Ко Дню защиты детей фонд совместно с упомянутой школой-интернатом решили устроить в рамках «Книжного арсенала» встречу учеников с автором книги. Поскольку школа дружит с одной энергетической компанией, где работает мой муж, пригласили и ее работников с детьми, чтобы познакомиться поближе, в частности научить разных детей дружить друг с другом.

 Так нас занесло на якобы банальную встречу Галины Вдовиченко с читателями ее книг. Маричка сразу заявила, что непременно хочет поговорить с пани Галиной и получить книгу с ее автографом. Девушка устроилась на мягком диванчике в первом ряду. Я со своими девочками — рядом. Она сразу прижалась поближе, даже родные дети редко садятся у меня так близко-близко, что даже совместное тепло по телу.

— А кто ты? И где стоит пани Галина? А у тебя есть серьги? — сразу засыпала вопросами Маричка, при этом касалась своими ладонями моих рук, как будто перебирала бисер.

— Ты со всеми так знакомишься, через прикосновение? — спрашиваю девочку.

— Да, а что — неприятно?

— Нет, просто необычно.

Детей с проблемами зрения я вижу не впервые. Но не все решаются знакомиться со взрослыми так напрямую, еще и ощупывая уши, волосы, браслеты или бусы.

Послушать писательницу удавалось урывками. Мне было интересно пообщаться с Маричкой, а ей — с нами. Рядом еще крутились уже почти второклассница Ника и двухлетняя Яся, которую нужно было посадить, напоить, накормить. Объяснила девочке, что это мои дочери.

— Яся уже умеет разговаривать? А пусть скажет что-нибудь мне на украинском, — продолжала говорить со мной Маричка. Ей сложно было понять, что ребенок в неполные два года только учится говорить. В нашем варианте — это только первые слоги слов.

— Почему у нее такие странные хвостики? — это уже замечания о прическе Яси, из чьих коротких волос удается связать только две «антенки».

Маричка видит только силуэты людей. Различает цвета, по ее словам, довольно медленно читает шрифтом Брайля, но согласилась зачитать вслух отрывок из «36 і 6 котів», потому что хотела получить книгу от любимой писательницы. И это право у нее перехватил мальчишка Игорь. В отличие от Марички, он не отвлекался на посторонние разговоры, а задавал писательнице вопросы, поэтому заслужил. Через секунду мама девочки, которая стояла где-то позади, охладила ее любознательность, мол, ты же пришла писательницу послушать.

— А у меня такой голос, как у Ники, — снова тараторила Маричка. — У меня сохранится этот голос?

— Возможно, с возрастом будет изменяться.

 — А когда я стану бабушкой, то как буду говорить?

— Может, немного хрипловато.

 — Нет, я так не хочу.

Упрямство — нужная черта характера. Нам тоже ее не хватает, так же, как не хватает сочувствия и толерантности. Эта встреча меня зацепила. Таких, как Маричку, называют особыми детьми. Их среди нас сейчас очень много. На детской площадке я вижу девочку с синдромом Дауна. В нашем дворе живет мальчик с аутизмом. С ними нужно уметь жить не только родителям, но и всем нам. Когда мальчик с аутизмом начал выходить играть во двор, дети от него убегали, взрослые сторонились. Сейчас все привыкли, что он есть. Дети еще не берут его в свои игры, но реакция уже другая. Маричка тоже вырастет. Наверное, ее тоже ждут отстранение, боязнь, непонимание. А нужна — любовь. Просто любовь к человеку.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать