Перейти к основному содержанию

1916-й и 2016-й: изучение уроков истории

23 февраля, 11:19

История - вещь полезная. Не в последнюю очередь - для политиков. По крайней мере, для тех, кто хочет быть действительно успешными и не выглядеть с временной дистанции в глазах своих соотечественников, а то и всего мира полными дураками. Причем временная дистанция эта может быть разной: относительно одних их глупость проявляет себя через несколько лет или даже десятилетий, а относительно других - буквально через день-другой, а бывает, и через несколько часов после совершенного.

А теперь посмотрим под этим ракурсом на события столетней давности.

В 1916 году военная промышленность Российской империи наконец заработала в полную силу. Военные склады были забиты снарядами, патронами, минами, амуницией. В том числе были и сотни тысяч шапок-богатырок, позже названных «буденовка». Винтовки, пулеметы, пушки - всего того, чего раньше так не хватало, теперь было достаточно. Работали многочисленные конструкторские бюро, разрабатывавшие практически все тогдашние виды оружия и военного оснащения. На верфях Петрограда и Николаева закладывались и достраивались новые мощные линкоры и тяжелые крейсера. Аэропланы собственной конструкции (в том числе первый в мире серийный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец»), грузовые и легковые автомобили, бронемашины - все это производилось в большом количестве. Только на территории Украины работало шесть авиазаводов, где выпускались даже гидросамолеты. Готовились к выпуску танки российской конструкции. В то же время морские конвои с военным снаряжением, отправленные из страны Антанты, регулярно приходили в Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск) и Архангельск, а еще - во Владивосток.

Список самых разных достижений военной промышленности Российской империи можно продолжать. Отмечу здесь только одно из них: было заготовлено столько боеприпасов, прежде всего снарядов всех калибров и патронов, что их не смогли потратить даже во время Второй мировой войны, а военной амуниции хватило для миллионов участников гражданской войны в России.

А в то же время - даже если вынести «за скобки» национальные и социальные проблемы в Российской империи, которые рано или поздно непременно развалили бы ее, - то негативы превышали позитивы. И главным негативом было то, что государственная система управления традиционно продолжала быть крайне неэффективной. До 1905 года партийно-политическая и профсоюзная активность в России находились под запретом, парламентаризма не существовало, национальная жизнь разных народов империи развивалась полулегально, а гражданское общество вынуждено было постоянно демонстрировать свое верноподданничество престолу, что противоречит самой сущности этого общества. А с 1907-го, после «столыпинского переворота», ростки новорожденного народовластия были «заморожены»: по новому избирательному закону, 1% мужского населения империи (помещики-великороссы) посылал в Государственную думу более 50% депутатов, а император перетасовывал премьеров и членов кабинета, не говоря уже о более мелких чиновниках, как хотел.

Прямым следствием неэффективного и коррумпированного правления стало засилье нуворишей-толстосумов, наживавшихся на военных заказах (в то время как серьезные промышленники, которые обеспечивали большинство потребностей войска, были отодвинуты от выгодных контрактов). А вдобавок каким-то чудом значительная часть военного снаряжения сначала оседала в тыловых хранилищах, а потом что-то из него появлялось в полулегальной продаже - и не только одежда или сапоги, но и револьверы и патроны. Ведь нувориши-посредники оседлали почти все коммуникации между добросовестными производителями и армией. До фронта доходило далеко не все, для него предназначенное; тыловые крысы-интенданты богатели; «золотая молодежь» - сынки нуворишей и высокопоставленных чиновников - не вылезали из кафе и ресторанов; ну а присланные из Франции несколько специализированных автомобилей, на которых должны были перевозить раненых с фронта в тыловые госпитали, так и остались в тылу, катая офицеров-штабников и девушек облегченного поведения...

Я уже не говорю о Распутине, немецкой агентуре при императорском дворе и бедствовании - терпите, война! - подавляющего числа жителей империи.

Главными негативными факторами, впрочем, сто лет назад были даже не бездарность и коррумпированность власти, а демонстративное нежелание верхов государства править, учитывая общественное мнение, такое же демонстративное выдвижение на руководящие должности «надежных людей», а не ответственных и эффективных менеджеров (не только в тылу, но и на фронте - многие «паркетные генералы» получили высокие командные должности), и образцово-показательное жирование «элиты» и ее «сыновей» (в те времена в этом плане еще не наступило гендерное равенство, так девочки соответствующего поведения были редкостью).

А между тем земства - тогдашние структуры местного самоуправления - и разного рода добровольческие гражданские организации выбивались из сил, стремясь обеспечить фронт и фронтовиков всем необходимым. Но власть им способствовала далеко не всегда, считая, что в земствах засели «подрывные элементы». Оно и верно: в этих структурах работало, скажем, немало будущих деятелей Украинской Народной Республики и Украинского государства. Но это еще вопрос, кто больше «подрывал основы»: действующая власть или энтузиасты-аматоры, которые стремились минимизировать потери среди солдат-фронтовиков...

Впрочем, даже в случае, когда до фронта доходили амуниция, питание, оружие и боеприпасы, тамошнюю ситуацию никак нельзя было назвать удовлетворительной. Потому что не только солдаты, но и офицеры не понимали, за что они воюют; позиционная война, ежедневные артиллерийские перестрелки, большие потери, окопная жизнь - прозябание под дождями и снегами, - письма из дома, где описывалась нелегкая жизнь семей фронтовиков... Вместе с предельным (и вполне мотивированно) уровнем недоверия к императору и правительству все это приводило к формированию взрывообразных настроений на фронте - хватало и этого, даже если «вынести за скобки», как мы договорились, специфические национальные и социальные проблемы.

Российский поэт украинского происхождения Владимир Маяковский написал как раз сто лет назад: «В терновом венце революций грядет шестнадцатый год». Он немного ошибся: взорвалось в 1917-м...

Поэтому оказывается, что наладить работу военной промышленности и даже обеспечить фронт всем необходимым - этого для победы мало, если власть принадлежит автократическому правителю, приближенной к нему коррумпированной бюрократии и алчному олигархату. А демонстративное построение властной элиты и «золотой молодежи» во времена войны - это прямой путь к поражению. Даже если «вынести за скобки» специфические проблемы – то ли Российской империи столетней давности, то ли нынешнего Украинского государства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать