70-я осень ООН
Я вышел на трибуну, в зал,
Мне зал напоминал войну,
А тишина - ту тишину,
Что обрывает первый залп.
Мы были предупреждены
О том, что первых три ряда
Нас освистать пришли сюда
В знак объявленья нам войны.
(Константин Симонов, 1948)
Так мой добрый знакомый, российский журналист Павел Лобков прокомментировал выступление Путина на 70-й Генеральной Ассамблее ООН. Как по мне, это одинокий, но исчерпывающий и яркий комментарий к выступлению кремлевского царя.
Ведь именно сейчас все российские think tanks получили кучу работы и будут бесконечно создавать интеллектуальное мыло, которое умножат, развеют и опустят на головы десятков миллионов поклонников у себя в стране и по всему миру.
И надо признать, это будет сделано хорошо, как весь российский смысловой гибрид, который, появившись однажды, затмил собой настоящие исторические смыслы и события.
Когда я слушала Путина, мысль была одна: триста лет украинской лояльности закончились тем, что «никогда мы не будем братьями»...
В 2008 году такой же нью-йоркской осенью я сидела в этом же зале и слушала двухчасовую речь тогда могучего, всесильного и злого Муаммара Каддафи. Он проклинал Америку, проклинал мировой порядок и угрожал всему миру. Сыпал проклятия и угрозы во все стороны. Мировое сообщество политкорректно слушало диктатора. Прошло немного времени и фанатично преданные ему соотечественники тащили своего царя за волосы по дороге, поднимая столбы пыли. И все царское величие и диктаторская сила превратилась в придорожную пыль.
Ну а мировое сообщество так же продолжает в том же зале слушать нового диктатора.
Проявляют характер только украинцы. Выходит из зала официальная делегация Украины, чьи граждане в отличие от политкорректных политических гарантов сегодня самостоятельно ведут борьбу с жестоким агрессором, ежедневно проявляя незаурядный героизм.
И очень обидно, что именно в день открытия Генеральной Сессии ООН, когда выступали мировые лидеры и в ООН впервые за 10 лет трибуну предоставили Путину, не предоставили слово украинскому Президенту. А значит, в этот день не предоставили трибуну нам - украинцам...
Возможно, у западных лидеров возникло желание перенести свое внимание на другую актуальную проблему - проблему Сирии. Она им видится началом третьей мировой войны. Они не видят очевидного, что украинская проблема и есть третья мировая.
Конечно, Обама сказал, что Америка не будет стоять в стороне от проблем в Украине, но говорил исключительно о санкциях. Ни слова об оружии, которое нам необходимо для защиты. Санкции - это действенный инструмент, растянутый во времени на месяцы и годы. То, что сыграет когда-то. А убивают нас уже сегодня, каждый час, каждый день.
Мировое сообщество внимательно слушает Путина, зная цену его словам.
Ведь Путин предлагает сделку Западу: помощь в борьбе со страшным исламским терроризмом в обмен на признание его влияния в Украине и ослабление санкций против России. И это очень опасно - привязывать нас к роли России в Сирии. Ведь Европа не такая уж монолитная и благосклонная к Украине, как нам бы хотелось. И для Соединенных Штатов Украина не находится в сфере экономических приоритетов.
Наверное, Украина пугает своей коррумпированностью. Наверное, Украина производит впечатление мафиозного государства. Но кто сказал, что, прожив 300 лет в российской кабале, войнах, репрессиях и голодоморах, мы должны так быстро измениться.
Мы, трудно теряя сотни лучших из нас, идем к нашей цели - стать частью цивилизованного мира, частью либеральной демократии. И именно мы так отчаянно оказываем сопротивление воплощению путинской концепции «русского мира».
Мы набиваем синяки. Наша походка медленная и тяжелая. Очень часто замедленная советскими анахронизмами - нищетой и коррупцией.
Но мы ничем не хуже греков, румын, гватемальцев и еще десятка народов, которым и сама ООН помогла и побудила мировые институты к решению проблем этих стран.
Поэтому было бы справедливо предоставить Украине не только трибуну, но и статус члена Совета безопасности ООН.
И, возможно, тогда ООН приблизится к воплощению той цели, ради которой ее создавали, – станет площадкой для выработки правил идеального миропорядка и цивилизационных нарративов будущим поколениям.
Потому сегодня ООН - это символ невыполнимых планов и невоплощённых мечтаний. Здание ООН, когда-то амбициозный проект француза Ле Корбюзье, сегодня словно старый, потрепанный почтовый ящик. ООН выглядит так же нелепо, как и сегодняшний мировой порядок, где один маленький человек врет, хитрит на весь мир и его опять же политкорректно слушают все те, кто давно знают цену его словам.
Вместе с тем мы очень мало объясняем о себе миру.
Очень хочется крикнуть: Мы есть.
Мы не новые европейцы. Мы старые европейцы и мы рвемся «домой» - к ценностям, которые создавали именно мы. Вспомним хотя бы законы Ярослава Мудрого «Русьская правда», основополагающие для всей Европы. Разве это меньше, чем руины Акрополя, шедевры Ренессанса или Эйфелева башня?
Мы очень мало объясняем миру, кто мы и откуда. Стыдливо умалчиваем о своей роли в мировой истории и в истории создания человеческих ценностей.
И когда Президент Порошенко с трибуны ООН говорит о пяти миллионах долларов, которые мы тратим ежедневно на войну с российским агрессором, я призываю: давайте один миллион из этих пяти мы ежедневно будем тратить на то, чтобы рассказать миру, как мы защищаем этот мир. Расскажем о нашем мужестве и самопожертвовании.
Пока все наши попытки информационно напомнить о себе выглядит как крик в пустоте. А мировые СМИ на передовицах публикуют фото, где Обама, Путин, Пан Ги Мун пьют шампанское. Тост - за мир.